Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Резная терракота Магоки-Аттари

Как видим, Магоки-Аттари — памятник очень незаурядный и в Мавераннахре для XI—XII веков самый богатый по обилию суммированных в одном месте технических приемов. Резьба по ганчу в портале Магоки-Аттари сохраняет некоторые черты старой, пластически сочной орнаментики, и это может служить одним из веских доводов при датировке этого памятника по признакам стиля, хотя, повторяем, вопрос о более точной датировке Магоки-Аттари остается, по существу, открытым.

Во второй половине XII — начале XIII века резная терракота достигла блестящих успехов. Лучшие ее образцы дают Узгент, Тараз (Джамбул). Превосходные образцы резной терракоты (дошли в фрагментах) обнаружены на территории Узбекистана в Ахсыкете ,80, Мунчактепе (средневековый Баб, современный Пап Наманганской области), на Афрасиабе. На юге Узбекистана с новой силой и блеском применяется в ту же пору ганч. Терракота используется больше на порталах зданий, ганч — в интерьерах.

В Самарканде резная терракота представлена самым блестящим образом в мавзолее Ибрагима ибн-Хасана (1186—1199), располагавшемся на городище Афраспао. От него сохранились крупные фрагменты облицовочных плит, украшавших пилоны портала183. Предлагаем частичную реконструкцию вертикального панно. Здесь уже знакомый в общем мотив фестончатых кругов, с круглой, сложноорнаментированной розеткой посредине и обрамлениями из перлов и соединительных кружков. Это выполнено в доброй традиции согдийского и ирано-византийского орнаментального искусства VI—VIII веков. Однако узор сильно видоизменился, изменились и приемы его обработки, все создается па старой основе, но создается заново. Виртуозно разработан растительный орнамент — ветви, листья, бутоны. Ничего от живой натуры, все выдержано в определенной системе стилизации. Пальметты и производные от них «сердечки», столь характерные для резных панелей дворца на Афрасиабе, исчезли безвозвратно. Фестончатые круги трактуются как богато орнаментированное обрамление, сердцевину которого составляют круглые медальоны с покрывающей узорную резьбу бирюзовой поливой.

В том же Самаркандском музее собрана обширная коллекция резной терракоты XII — начала XIII века, где хорошо прослеживается внедрение штампованных керамических изделий в виде сборных блоков из кирпичиков с узорной каймой. Кладка и резьба имитированы тиснением и гравировкой. Ахсыкет (Наманганская область) дает в ту же пору штучные керамические плитки с тисненым узором. В архитектурной терракоте Самарканда особенно хорошо прослеживается тогда внедрение глазурей.

Матовый черепок разнообразится сперва по своему натуральному цвету (красная и желтая терракота разных оттенков). Появляются и ангобы в виде красящих глин (они практиковались и позже, в XIV—XV вв.). Наконец, голубые глазури на отдельных выпуклых частях резьбы; следом — чередование их с белой глазурью и общее погружение поверхности резной плитки или кирпичика в голубую поливу.

На юге Узбекистана, в районе Термеза, мы также наблюдаем смену декора па протяжении очень короткого времени. Здесь лучше известна разработка интерьера. В комплексе Хаким ат-Термези древнейшую его часть составляет мавзолей № 1, выстроенный из сырца и обложенный жженым кирпичом. Первоначальное убранство мавзолея резным штуком сохранилось на западной и южной стенах. Высокая панель заключает мотив входящих друг в друга трилистников (их заполняют S-образные фигуры и полупальметты). Во время последующей реставрации пояс надписей над панелью был частично срублен. Появился новый резной штук. Он покрыл срубленную надпись, восточную и западную стены, сталактиты и арки мавзолея. При этом возник второй широкий пояс вычурной надписи, а поверхность купола украсили круги с медальонами и сложным геометрическим узором гирихов.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017