Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Резьба мечети Хакимат-Термези

Рядом с мавзолеем помещается мечеть Хакимат-Термези. В XI веке это была глухая степа с цилиндрической формы михрабом посредине. Стену покрывал лицевой кирпич, выложенный парами, с широким разделительным швом, михраб — шлифованные кирпичи. Его обрамлял широкий пояс надписи с украшениями из подтесанного кирпича. Фон покрывала незначительная резьба по ганчу. Вскоре мечеть была перестроена. Пилопы превратили помещение в трехкупольный айван, при этом была нанесена новая облицовка и кирпичное убранство стены оказалось скрытым под слоем резного штука; стиль его тот же, что и на внутренней поверхности купола мавзолея.

Убранство было весьма нарядным: на стене с михрабом шла понизу узорная панель из звездчатых гирихов. Над пей ленточным плетением — серия арочек. В тимпанах — кружки, звезды, бутоны и спирали ветвей. В бордюре — шестиугольники, розетки, звезды. Над арочками — пояс надписей. Затем штук с имитацией кирпичной кладки «маудж» и различные вариации вставок «гундишка». На стене, обращенной к мавзолею, особенно эффектны вертикальные панно с гирихами на пилоне, надпись по архивольту арки и резьба на сталактитах. Декор мавзолея и мечети Хаким ат-Термези исключительно близок убранству загородного дворца в Термезе.

Дворец правителей Термеза тоже перестраивался в связи с какими-то решительными переменами во вкусах. Еще в XI веке (не ранее 1025 года) стены его были облицованы фигурным кирпичом (до 30 видов). Не успел обветшать и потемнеть декор, как в конце XII — начале XIII века он был заменен. Требование роскоши «белых палат» послужило, видимо, причиной смены декора. И в комплексе Хаким ат-Термези, и во дворце правителей Термеза полное господство перешло от кирпичного орнамента к резному штуку.

Дворец представлял собой комплекс обращенных во двор помещений. Против входа лежал великолепный трехпролетный тронный зал (айван). Его мощные пилоны, стены н своды украшал сплошной узор из резного штука. Три яруса панелей слегка нависали одни над другим. По цоколю шла серия переплетающихся лентами арочек с заполнением из сильно изрезанных выкружками пальметт. Над ней ярус панно с преобладанием геометрических орнаментов. Дорожка с узорной каймой охватывала пилоны. На одной из граней пилопа она замыкалась. Местами узор сменялся, и тогда пе везде совпадала ширина полос. Очевидно, шли в ход и готовые рисунки, хотя в большинстве случаев разметка их велась прямо на стене.

Выше — еще один ярус. На пилонах помещались панно с гирихами. На стенах же между кривыми поверхностями арок — изображения фантастических животных. Они вписаны в связанные ленточным плетением арочки (условное изображение ниши? Резной штук продолжался и на кривой поверхности арок и сводов — здесь были панно геометрического рисунка и с фантастическими зверями. Резной штук покрывал также угловые колонки, щековые поверхности арок, сталактиты. Богатство мотивов орнаментации термезского дворца поистине огромно.

Орнаментальная роспись дворца (найдены фрагменты) отличалась ограниченным употреблением красок (синяя, красная) и в основном повторяла рисунок резьбы по штуку. Мотивы узора в разных видах декора были сходны, но в каждом из них развивались с учетом иной строительной техники. Резной терракоте и резьбе по ганчу на всех этапах развития сопутствовала резьба по дереву. Значение ее для истории архитектурного орнамента огромно. По запасу орнаментальных мотивов и форм резное дерево превосходит и терракоту, и ганч. Резьба по дереву, как твердому материалу, пластичнее резьбы по ганчу; тонкостью и изяществом рисунка резная терракота во многом обязана искусству резьбы по дереву.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
http://www.isadoraballet.ru/ школа Боди балет.
Основа восточного узора © 2017