Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Резьба мастеров старого и нового стиля

 Наряду с архаическими формами искусства сельской округи на протяжении IX—XII веков вырабатывается особый стиль архитектурного декора, типичный для культуры феодальных торгово-ремесленных городов. Развитие его было тесно связано с успехами строительного дела и изменениями в художественных воззрениях и вкусах общества.

Трудно указать межу, разделяющую поле деятельности мастеров старого и нового стиля. Однако каких бы сторон архитектуры этой эпохи мы ни коснулись, перед нами встает борьба двух направлений, двух стилей. Один стиль обращен в прошлое и преобладает в IX—X веках, другой устремлен в будущее и воплощает новаторские тенденции архитектуры XI—XII веков. Такое расчленение стилей, конечно, очень условно, так как многие яркие проявления старого стиля падают уже на XI век, а процесс формирования нового стиля уходит своими корнями в предшествующую ему эпоху.

Сырцовый кирпич долго не уступал место жженому кирпичу. Он требовал сложной технологии, но и не давал простора изобретательности зодчих. Конструктивные возможности сырца были давно исчерпаны, и в IX—X веках сооружения из него могли отойти от старого стиля лишь в резьбе по глине и штуку. Фигурные керамические плитки в виде зубцов (мерлонов) и диски, употреблявшиеся ранее для венчания стен, стали чисто орнаментальным мотивом на квадратных и прямоугольных кирпичах VIII—X веков из Дабусии и Рабинджана.

На резных плитках из раскопок у мавзолея саманидов в Бухаре узор состоит из тех же вписанных в круги крестов, дисков и других архаического характера фигур. Кружки и диски чередуются с параллелогонами. Они как бы заменили собой вытянутые овалы античных астрагалов. Керамические плитки надрезаются в форме ромбических и квадратных сеток с ямочками посредине или на концах крестообразных фигур (мотив орнаментики V—VIII вв.). Но встречаются и новые формы. На некоторых плитках кружки с вписанными в них розетками или крестами соединяются переходящей из фигуры в фигуру линией витка. Появляются и пальметты с глазком в обрамлении S-образных крыльев и ставший вскоре традиционным вьюн с отогнутым попеременно листом той же полупальметты. В техническом отношении преобладает резьба по мягкому керамическому черепку плитки, но отмечается и простейшая полосная резьба по сырому материалу, нанесенная до его обжига.

В приемах резьбы и в мотивах орнамента не могло быть большого прогресса, пока не совершились глубокие перемены в строительной технике и стиле архитектуры в целом. Однако признаки веяний были уже налицо. Первым ярким им проявлением явился резной ганчевый михраб (IX—X вв.); затем последовали и панели дворца на Афрасиабе.

Михраб мечети на Афрасиабе представлял собой неглубокую, узкую, сильно вытянутую кверху нишу, не выступавшую из плоскости стены. К пластическим элементам его убранства относятся угловые колонки и выпуклая рама. Колонки с рифленым стволом и напуском простых листьев на его круглое основание те же, что и на очажках. «Раму» украшает грубо выполненный орнамент с мотивом чешуек (очень типичных для изображения колонн на оссуариях VI—VII веков). На боковой и лицевой стороне арки — узкие каймы; первая очень архаична: повторяется отдельно взятый завиток с отгибом лепестка; вторая — связанная, на ту же тему. Цоколь — в обрамлении сплетающихся ремней.

 

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017