Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Развитие стиля в художественной культуре

Общая логика развития стиля привела к результатам исключительно важным для всей художественной культуры средневековья. В последующем развитие шло необязательно от крайних проявлений этого стиля, не от крайней стилизации живой натуры. Предшествующее не было зачеркнуто. И это позволило народному искусству сохранить и на будущее свою древнюю реалистическую основу.

Прогрессивное развитие художественной культуры в раннем средневековье, и особенно в XI—XIII веках, неоспоримо. Успехи художественных ремесел и всего монументально-декоративного и прикладного искусства были проявлением общественного прогресса. Но развитие изобразительных искусств не стоит в прямом соответствии с успехами производства вообще и художественных ремесел в частности. В изобразительном искусстве рассматриваемой эпохи мы находим отражение глубочайших внутренних противоречий, сковавших развитие художественной культуры всего мусульманского Востока на века. В истории художественной культуры народов Средней Азии каждая эпоха оставила свой след соразмерно ее удельному весу в жизни общества и тому вкладу, который внесен ею в общечеловеческую культуру.

Искусство XI — начала XIII века завершило начатое в предшествующий период обновление старого стиля и создало новые, непреходящие культурно-исторические и художественные ценности. Феодальный правопорядок утверждался насилием и разбоем — это бесспорно. Вместе с тем нельзя не видеть, что XI—XII века — время гигантской ломки вековых порядков; оно требовало варварски грубых, но радикальных средств для окончательного закрепления феодального строя во всех сферах жизни города и деревни. Вмешательство тюркских племен с их военно-феодальными установлениями позволило решительно покончить со старой родовой аристократией. Все это пришло силой вещей как изнутри общества, из окружения саманидского двора, носителя старых феодально-рыцарских традиций, так и извне, со стороны тюркоязычных племенных союзов и государств.

В отличие от арабского завоевания, слабо затронувшего основы общественного производства, тюркские завоевания привели к решительным переменам в социальном строе всего средневекового Востока. Раздача земель военной аристократии, знати и духовенству в ленное владение сопровождалась ростом городов. Закабаление крестьян вызвало наплыв обездоленных людей в города. Они наполняли пригороды и овладевали ремеслом.

В руках горожан были основные отрасли средневекового ремесла — строительное дело, выделка изделий из металла, искусство керамики, ткачество. Товарное производство охватило все виды ремесла. Посягательства торговых людей наталкивались на сопротивление ремесленных корпораций. Крестьяне, ремесленники, городская беднота легко попадали под влияние религии; она пронизывала своим влиянием их быт и производство, оказывала воздействие на искусство и превращала самые темные и забитые слои народа в наиболее ревностных исполнителей предначертаний ислама. Борьба между феодалами и крестьянами, купцами и ремесленниками протекала в формах сложных и запутанных. Искусство развивалось на основе противоречий между старым и новым. В роли сторонников старого выступала не только родовая аристократия, но и патриархальное крестьянство, отсталые слои сельских ремесленников.

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017