Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ

Для растительного орнамента IX—X веков наиболее характерными мотивами являются: сердцевидный лист с выкружками, зубчатый лист изогнутой формы, простой побег лозы с отгибающимся последовательно острым листом в виде упрощенной полупальметты и мелкие — трех-, четырех-, пяти - или шестилепестковые розетки, трилистники, усики. Если сопоставить эти мотивы с характерными для V—VIII вв. мотивами, в частности с четырьмя излюбленными тогда фигурами, напоминающими масти карт, то станет очевидным, что источник у них общий. «Пики», «червы» имеют форму сердцевинок, «бубны» заключают в себе четыре сердцевинки, а «трефы»— розетки. Половинка сердечка («пики» или «червы») образует характерный острый лист с выкружкой, ставший излюбленным в орнаменте средневековья. Сущность происшедших изменений (трансформация сердцевинок) раскрывается на примере двух фрагментов резного ганча IX—X веков из раскопок в мечети Магоки-Аттари в Бухаре. Нетрудно заметить, что сердцевинка («пики», «червы») приобрела форму спаренных листьев с выкружкой. Та же примерно фигура сердечка из двух листьев получается на другом фрагменте, путем построения восьми пересекающихся кругов, центры которых примерно совпадают с углубленными отверстиями, образующими вырезку листа. Сердцевинка или полусердцевинка в виде фигурного листа редко строилась геометрически правильно и вообще не строилась, а рисовалась от руки, но при этом сохранялся мотив, имеющий в своей основе известное геометрическое построение. То же можно сказать и в отношении других элементов растительного узора этой эпохи.

Мы указывали уже, что древние среднеазиатские пальметты доэллинистического времени, особенно в тех образцах, какие нам дает культура сако-массагетов и степной части Средней Азии, тесно связаны с мотивом завитка, спирали и сохраняют связь с излюбленным в степном искусстве мотивом рогов барана.

Схематизация и геометризация растительных форм IX— XII веков, коснувшись мотива античной пальметты, как бы снова вернула мотиву завитков и спиралей, лежавших в основе местной пальметты, его ведущее значение. Однако этот отход от реалистического искусства к линейному схематизму форм не повлек за собой какого-либо повторения мотивов старого степного искусства. И в отношении животного орнамента «второе рождение» его не было, как уже отмечалось, возвращением назад. Возник новый вид растительных орнаментов, получивших наименование «ислими».

Под «ислими» разумеется не столько сам рисунок, часто совершенно различный, сколько приемы композиции.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017