Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Продукт «ученого» искусства

Если «геометрия» в орнаменте была целиком продуктом «ученого» искусства, то растительный орнамент, попадая под влияние «геометрии», все же сохранял свою приверженность к излюбленным мотивам традиционного народного искусства. Сама геометризация растительных форм заключала в себе не только отход от натуры, но и развитие в орнаменте новых качеств, отвечающих всему стилю архитектуры этой эпохи. И нужно сказать, что достижения декоративного искусства XI—XII веков проявились в области растительного орнамента в не меньшей степени, чем в области геометрического. Был создан орнамент, удачно дополнявший собой геометрические построения; стиль этого орнамента носил специфически архитектурный характер, он прочно увязывался со всеми материальными средствами и особенностями строительного дела, и в этом его непреходящее значение.

В связи с развитием геометрических построений растительный орнамент получил новую основу для своего развития.

Из прошлого был унаследован ряд мотивов растительного характера, переработанный в соответствии с общим характером нового стиля. Подверглись переработке акант и пальметта. Но переработка эта намечалась и достигла значительных результатов еще в VI—VIII вв., так что формы классического аканта к рассматриваемому периоду сохранялись пережиточно, на немногих произведениях (лопасти па колоннах XI—XII веков Джума-мечети в Хиве) 257. Лишь в самой общей форме можно указать на связь мелкозубчатых крупнолистых мотивов с переработкой аканта и на связь некоторых растительных форм, легших в основу листа, цветка и бутона, с пальметтой и цветком лотоса предшествующей поры. Пальметты и полупальметты античного образца, так же, как и эмблема в виде парных крыльев, эволюционировали в одном и том же направлении, и эта эволюция форм протекала в разных концах мусульманского мира одновременно. В Средней Азии античный акант редко сохранял свою классическую (среднеземноморскую) форму и чаще всего перерабатывался в соответствии с местной флорой. В пальметтах IX—XII веков связь с античными прототипами была утрачена полностью, и в них на первый план выступала их геометрическая основа.

Весь стиль растительной орнаментации XI—XII веков носит настолько целостный характер, что любой его мотив обнаруживает, какими путями шла трансформация предшествующих образцов и что нового внесла она в развитие растительного орнамента.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017