Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Превращения птицы в бутон или ветвь

 Наконец, нельзя не указать и на большую серию мотивов ременных плетений в виде восьмерок и других более сложных фигур. Они также возникают, видимо, еще в X веке (им сопутствуют S-образные полупальметты) и отражают общее увлечение геометрическим орнаментом. Специальную тему составляют также надписи на сосудах: в XI веке они орнаментализируются, «прорастают» цветочным узором (цветущее куфи), керамике преобладает роспись кистью, а в неполивной — гравирование и тиснение по формам, исключает полное тождество художественной отделки. Различия в керамических формах здесь неизбежны, а с ними и различия в декоре. И тем не менее единство стиля сохраняется во всех видах прикладного искусства. Мы уже отмечали налепы с тиснеными изображениями орла — то с поливой, то без поливы; парное изображение львов (или барсов), стоящих по сторонам дерева на сосуде Самаркандского музея, принадлежит тому же направлению, что и геральдически скомпонованные звери в резном штуке Термеза. Оттиск с керамической формы, найденный на Афрасиабе, изображает, видимо, сцену в заповеднике-куруке, где среди сплетения ветвей мчится олень  с повязкой на шее; над ним — птица, впереди бежит зверь. Фигуры исполнены в уплощенном рельефе в два плана, очень выразительно.

В металлической утвари все как будто иное, свое по мотивам и исполнению. Но такое представление вызвано иной техникой работы, иной фактурой материала, отличиями в композиции в соответствии с особенностями формы металлических изделий. И здесь птицы компонуются на отведенной им фигурной плоскости; как и в керамике, густое сплетение ветвей служит им неизменным фоном. Иногда сохраняется гладь тулова кувшина, и у него под ручкой, на боковине или вдоль края горлышка компонуются парные изображения птиц с ветвью в клюве, женщины-птицы (дивы или пери). Или это сэнмурвы (не столько собако-птицы, сколько, чаще, крылатые гепарды) или просто хищники — барсы, леопарды — с пальметтой на конце хвоста. Они в общем близки по стилю и на керамике (роспись, тиснение), и на металле (гравировка, чеканка). Только стадии схематизации и отмирания (стилизации) образа, часто разные, создают общую пестроту картины.

Прослеживая общие тенденции развития стиля, мы не упускаем из виду и специфичность пути каждого вида искусства. И это понятно. Не все виды искусств прошли лестницу с равным числом ступеней. И даже в одном отдельно взятом виде искусств процесс стилизации живых существ, скажем, превращения птицы в бутон или ветвь (на поливной керамике Афрасиаба), не укладывается в рамки строго хронологической последовательности таких явлений. Были и попятные движения: одни мастера уходили вперед, доводили стилизацию до конца, до полной победы узора, другие, сделав шаг вперед, двигались затем в обратном направлении. Но равнодействующая усилий была именно такова, что старые образцы как система видения распалась, и па ее место пришла другая система.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017