Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Порталы мечети Магоки-Аттари

Вабкентский минарет уступает Бухарскому в обилии мотивов и разнообразии приемов облицовки, однако он очень.привлекает изяществом своих форм. К концу XII века явно возрастает роль плоскостного графического узора и пластический эффект теряет свое значение. Это особенно заметно при сравнении Вабкентского минарета с минаретами в Джаркургане и в Бухаре. Нарастает и применение голубой глазури — целыми плитами и отдельными вставками. Однако естественно полагать, что процесс этот протекал неравномерно и в Бухаре и за ее пределами.

Мечеть Магоки-Аттари в Бухаре (южный портал) — образец наиболее контрастного смешения старых приемов декора с новыми. Отсюда и разные, предложенные исследователями датировки. В. А. Нильсен датирует портал первой половиной—серединой XII в., В. А. Шишкин — второй половиной XII — началом XIII века. В первом случае принимаются во внимание стилистические признаки; во втором — по преимуществу исторические соображения. Вторые убедительнее, тем более что по признакам стиля памятник очень противоречив.

К его идущим пестари элементам можно отнести прежде всего сомкнутые четвертные колонны; они образуют два фланкирующих портала пилона. Этот мотив уже отмечен нами на угловой башне Буран-кала  (X—XI вв.) 176 и фасаде замка Кават-кала (XII—XIII вв.), где узор выполнен еще из сырца.

Угловые колонки-арки, трансформирование старосогдийских образцов, близки к колонкам портала северного мавзолея в Узгено (1152). В основании — две узорные круглые чаши, сомкнутые донцами, между ними —сплюснутый круглый тор; капитель — лирообразной формы, с узорным украшением. В эволюции колонн она кажется соединительным звеном между узгентскими мавзолеями—северным (1152) и южным (1187). По стволу — старинный узор из входящих друг в друга трилистников и бутонов (в узгентском мавзолее 1152 года более сложное сплетение лент и бутонов, но там резная терракота, здесь — хрупкий камень — желтый песчаник).

Все остальное в декоре Магоки-Аттари принадлежит новому веку. Над каменным цоколем на щеках — тяжелые рамы. Снизу— кирпичные выкладки «маудж» и «гундишка», выше «моокля». На щипцовой стене, в нише внизу — «маудж», над ним — плетенье типа решетки («бофт»). На лицевой стороне портала на устоях — крупные вертикальные панно, по три с каждой стороны арки. Они взяты в двойные, перехваченные узлами рамки и заключают фигуры, составленные из брусков и плиток. Фон заполняет резной штук. Построение этих фигур будет дальше предметом специального рассмотрения. Отметим, однако, что в каждом ярусе рисунок меняется; в нижних панно — два типа гириха, в средних — один, в верхних — снова два, но с трехчастным делением и повтором крайних фигур.

Интересна композиция дорожек. Одна, с буквенной вязью, утопающей в листве, проходит по щеке портальной ниши до арочных пят, поворачивает на щипцовую стену и спускается по противоположной щеке. Другая дорожка, с узорным плетеньем решетки, членит свод пополам. В углах свода — висячие сталактиты. Их обрамляет третья дорожка (пересечение звезд и многоугольников). Верхний угол паруса заполняет звездчатая фигура (гирих). Совсем узкая полоска буквенного орнамента окаймляет парус. Техника в каждом случае иная: первая дорожка с буквенной вязью, из плит резной терракоты; вторая, разделительная — мозаичный набор кирпичиков; третья дорожка (вокруг сталактитов) — из штампованных плиток; заполнение паруса из кирпича па ребро с подтеской и заливкой фона ганчем; полоска с буквенным орнаментом — из брусков с тисненной на торце краткой формулой молитвы.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017