Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Орнаментика изделий прикладных искусств

 В орнаментике изделий прикладных искусств и в архитектурном орнаменте IX—X веков сохранялось преобладание местных, близких между собой традиционных мотивов и форм; в XI—XII веках отмечается их активное сближение с орнаментом всего Среднего и Переднего Востока — от границ Китая и до Северной Африки. Влияние этого орнамента отмечалось и в не мусульманских странах — на Кавказе, в Крыму, в Древней Руси. Это сходство в орнаменте ряда мусульманских и не мусульманских сооружений рассматриваемой эпохи было вызвано ростом художественных ремесел в городах и повсеместным распространением в них ремесленных корпораций. Развитие товарного производства и торговли вышло за рамки государственных границ отдельных феодальных княжеств. Среднеазиатские ученые, многие из которых приобрели мировую известность — ал-Хорезми (780—847), ал-Фараби (880—950), позже Ибн-Сина (970—1037), Абу Рейхан Бируни (973—1048/1049),— переезжали из одного крупного центра Среднего и Ближнего Востока в другой. Торговцы, ремесленники, ученые, географы, путешественники, прибывавшие из Египта, Сирии, Месопотамии и других областей Востока, наводняли Среднюю Азию.

Широкий обмен опытом в прикладных науках и ремесле, насаждение единого арабского языка как языка государственных канцелярий, как языка науки, поэзии и как единственно признанного в ту пору языка богослужений — все это вполне объясняет сходство архитектурного орнамента Мавераннахра с орнаментом ряда других стран средневекового Востока. Но сколь бы благотворным пи был обмен практическими знаниями и художественным опытом, космополитические идеи ислама не были в искусстве этих народов главным и определяющим. Чем ярче расцветала художественная культура отдельных городов и областей, тем сильнее проявлялись в ней не общие, а индивидуальные, присущие ей особенности, связанные с местной художественной традицией и своеобразием творческого гения каждого народа.

XI—XII века — время полного господства феодального строя в стране. В 999 году династия саманидов, лишенная поддержки народа, пала, и в стране утвердилась тюркская династия караханидов, завершивших систему пожалования земель феодалам (икта) и отдачу крестьянами своей земли и себя под власть крупных земельных собственников (ильджа). Результатом этой системы явилась концентрация средств в руках феодалов и еще больший, чем в IX—X веках, расцвет товарного производства, международной торговли, обмена, вызвавших новый рост ремесленного производства в городах. С падением саманидов связи Средней Азии с культурой арабизированных стран вновь усилились. Правители Мавераннахра — караханиды и возвысившиеся на юге страны газневиды — номинально вновь признали авторитет халифов. Это помогло Махмуду Газневи объединить всю территорию Тохаристана (юг Узбекистана), Афганистана, основную часть современного Ирана и северной Индии в одно целое. С другой стороны, туркмены-сельджуки, распространив свою власть сперва на Хорасан и Хорезм, а затем в 1055 году и на столицу аббасидских халифов Багдад, образовали султанат, охвативший огромную территорию — почти всю азиатскую часть мусульманских стран до берегов Средиземного моря. При сельджуках, столицей которых был сперва Мерв, еще более возросло участие выходцев из Средней Азии в политической и культурной жизни Переднего Востока.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017