Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Очажки с изображением дома огня

Фриз над гофрами — из поставленных на угол квадратных плиток. В интерьере — две фигурные колонки, покрытые растительным узором (напоминают деревянные резные колонны XI—XII вв.). В верхней части стены — фриз с изображением попарно расположенных водоплавающих птиц. На стене — павлины на фоне сплошного заполнения из рельефных сердечек. Здесь возможны различные истолкования архитектурного убранства внутренних стенок очажка. Учитывая связь очажка с культом огня, можно допустить существование и специальных сооружений, связанных с народными верованиями.

В небольшой публикации автор уже обращал внимание на группу очажков с изображением «дома огня». Речь шла об изображении айвана на двух резных деревянных столбах, под которыми стояли сосуды и жертвенные приношения, а в стену была вмазана керамическая плита в форме полудиска. Во время раскопок А. И. Тереножкина на Афрасиабе им было вскрыто помещение, совершенно тождественное описанному изображению на очажке. Были найдены основания двух колонн и закопченные керамические полудиски на стыке стены с полом, где совершались, по-видимому, возжигания. Быть может, и в данном случае, как и в ряде других изображений парных колонн, мы имеем дело с подобным же условным изображением «дома огня».

Что касается павлинов, водоплавающей птицы и сердечек, то, возможно, имелось в виду изобразить настенную роспись «дома огня», резьбу по ганчу или какие-то ткани. Во всяком случае, перед нами запас образов и орнаментальных мотивов, унаследованных из позднеантичного и раннесредневекового искусства. Интересна большая серия очажков, на фасадах которых имеется символическое изображение луны и солнца в виде лунницы с ядрышком; из лунницы вырастают, расщепляясь, два ствола растений, заканчивающихся поднятыми кверху головками коров или быков. Над лунницей— заостренный кверху плод или условное изображение «древа жизни» и по сторонам его геральдически два схематизированных грифона (сенмурвы), на внутренних стенках очажка — резная колонна и зубчатого очертания фриз.

На других очажках — на фасаде фигурные трехлопастные арки и венчание стены фигурными зубцами; внутри — две фигурные колонны и фриз из зубцов. Встречаются еще очажки, на фасаде которых помещена фигурная арка с «древом жизни» и птицами. Иногда это серп луны с вертящимся диском, а над ним — две птицы в общем обрамлении из зубцов со стреловидной прорезью; иногда два павлина, расположенные симметрично под сенью дерева; или два фазана по сторонам трилистника; или кувшин с вертикальной ручкой на высоком поддоне, из которого произрастает куст — на нем подобие хвойной шишки и плодов граната. На фасаде одного из очажков среди рубчатых гофр спускается полоса растительных полупальметт. Выразительно передан на очажках старый мотив фигурного венчания стен. Сетчатые орнаменты и обрамления здесь весьма многообразны. Они частью следуют позднеантичным, уже знакомым нам образцам, отмечавшимся и в раннефеодальном зодчестве (Варахша, Пенджикент), частью развивают тот же круг символических образов, что и орнамент IX—XII веков сельской округи средней Сыр-Дарьи, частью повторяют мотивы, получившие уже в ту пору широкое распространение в монументальной архитектуре.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017