Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Обработка формы узором

 Для неполивной керамики Мавераннахра характерны сосуды четко выраженных структурных форм: высокие узкие кувшины, низкие крынки, плоские баклаги с мелким узором (сосочки, розетки, трилистники, медальоны), равномерно распределенными полосками или кругами по всей поверхности сосуда или гладкие формы точно найденных в силуэте очертаний с крупным круглым медальоном на боку (на нем изображение гепарда или фантастического зверя). Иногда сосуд заткан узором, на боку или вдоль плечиков помещаются медальоны (с парными птицами или зверями); поясами идут растительные побеги, сцены звериного гона, надписи.

За исключением сосочков, преобладает моделированный плоский рисунок. По трактовке формы тисненая керамика этой эпохи исключительно близка металлической посуде — изделиям из бронзы. Там тоже преобладает плоскостной рельеф, исполненный набивкой по форме, реже литьем. Обработка формы — чеканкой, гравировкой, пунсоном.

На металле выявилась особенно полно система в распределении растительных узоров, надписей, медальонов с фигурными изображениями. Структурность формы остается всегда главным и определяющим моментом. Декор, как бы обильны ни были узоры, никогда не нарушает архитектоники формы. Оп всегда лежит поверх формы или в плоскости формы, не выходя за рамки ее подчеркнутых членений. Там, где эти членения отсутствуют и части сосуда плавно переходят друг в друга, меняя объем, сохраняется главная поверхность с топким гравированным на пей узором, не создающим дополнительных членений.

В XI—XIII веках, вместе с заметным усилением роли отвлеченного узора, декор берет на себя и некоторые функции членения формы. Вводятся сетки и полосы, по которым распределяется узор; это облегчает его равномерное построение и усиливает декоративный эффект. Плоскость и объем тела не вступают в антагонизм — они взаимно находят друг друга, соподчиняя форму предмета и узор общему началу.

Можно привести известную параллель между керамическими плитами с рельефным рисунком и высокохудожественной росписью в технике люстра мастеров Рея и Кашана, каменными рельефами Газни и резной терракотой мастеров Мавераннахра.

Они близки между собой по характеру узорно-орнаментальной обработки природных форм. Однако каменная пластика Газни (Кабульский музей) напоминает древнюю резьбу (в частности, по кости из раскопок в Афганистане). Мир ее образов индо-иранский. В сплетениях ветвей стиля ислими — невероятное собрание сказочных персонажей: сфинксы, грифоны, женщины-птицы, звериный гон, на всадника нападает лев, всадник устремляется за козлом. И здесь же фестончатый михраб со звездчатым гирихом. Языческие образы и символы ислама изображаются совокупно. Более живописны сказочной роскоши изразцы Рея и Кашана; в них пи с чем не сравнимое богатство литературных мотивов и сцен, повторяющих, вероятно, и современную им живопись, в частности миниатюру.

И такой контраст — облицовочные плиты Мавераннахра — аскетически строгого стиля, безукоризненно построенные, не приемлющие старых сюжетов и тем. Или сравним резной штук на панелях из Рея (XII в.) и Саве (XII—XIII вв.) с резным штуком дворца правителей Термеза. Там — пластическая моделировка человеческих фигур в утонченно-церемониальных, неподвижных, несколько манерных сценах придворной жизни. Здесь — абсолютное господство геометрии в узоре и строгие композиции сказочных зверей, формы тела которых находятся в равновесии с заполняющими фон геометризированными пальметтами.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017