Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Облицовка кирпичем

В литературе уже отмечалась близость форм этого минарета к высокому Кутуб-Мннару в Дели с его пучком полукруглых и угольчатых жгутов, а также к башенным мавзолеям Хорасана (Радкан, Кишмар), однако названные памятники Индии и Ирана относятся к более позднему времени, их отделяет от одного до двух столетий. Исходным пунктом для них была, видимо, Средняя Азия, в частности восточный Хорасан.

В начале XII века специальные виды керамической облицовки — резные, пиленые, шлифованные и специально формованные изделия — получают исключительное развитие. Они сочетаются еще с лицевым кирпичом; преобладает то один, то другой вид керамических облицовок. Так, в 1119—1120-е годы за стенами Бухары в загородном саду воздвигается мечеть Намазгах. Это была открыто расположенная стена с главным михрабом и серией расположенных по сторонам плоских арок (другие части здания пристроены позже).

Памятник этот изучался неоднократно168, но его орнаментальное богатство освещено все еще неполно. Главная большая ниша с михрабом посредине членится на два яруса — до арочных пят и щипец. На углах — крупные кирпичные колонны с цельно формованной капителью из терракоты, фигурные срезы граней образуют переход к круглому стволу. Рельефные медальоны свисают стилизованными трилистниками. Ствол колонны набран из подшлифованных мелких брусков квадратного сечения; они образуют светлые крестики на темпом фоне.

На щеках арки, в обрамлении сплетающихся лепт — великолепная серия декоративных решеток. Здесь же мы впервые среди рассмотренных выше памятников сталкиваемся с тончайшим кружевом растительных узоров по мотивам сложно-сочлененных спиралей и с особо сложными сплетениями геометрических фигур. Первые относятся к разряду средневековых ислими, вторые — гирихов. И те и другие будут дальше предметом особого рассмотрения. В мечети Намазгох мы застаем их в настолько развитом и усложненном виде, что можно уверенно предполагать их возникновение еще в предшествующую пору.

Софит арки украшает столь же изящная лента: мелкий растительный узор резного ганча. Впервые встречаем мы здесь и новый тип сталактитов из тесаного кирпича, заполняющих в четыре яруса арочку михраба. Тимпан из неполивных кирпичиков вперевязку; на поверхности его выступают рельефные крестики. Для западающих частей фона отобраны красные бруски, для выступающих — желтые. Выше — взятая в раму надпись с цветной поливой в обрамлении широкой П-образной полосы с рельефной прямоугольной куфической вязью из тонкого красного кирпича вперевязку. Каймы из переплетающихся светлых кирпичных лент с резными вставками. Наконец, щипец арки заполняют мозаичные наборы с орнаментально трактованными рельефными надписями почерком куфи. Косое расположение их создает эффект меандров.

Пригонка тесаных, резаных, пиленых и шлифованных кирпичей в бухарской Намазгах поразительно точна и совершенна. Искусство мастера проявилось здесь не только в чистоте линий и точности их сопряжений, по и в очень эффектном подборе плиток по цвету: желтому, розовому, красному разных оттенков. Собственно мы стоим здесь уже у порога полихромных облицовок, хотя в употреблении у мастера был только кирпич. Сложность работы искупалась красотой безукоризненно точно найденного рисунка. Ничего яркого, бросающегося в глаза и раздражающего показным блеском, все пополнено мастерства, вкуса и заботы о добротности и долговечности творения.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
недорогая покупка кирпича от производителя.
Основа восточного узора © 2017