Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Мозаика кирпичного узора

Кирпичный узор прошел весь предопределенный ему путь развития. Начав в IX—X веках с комбинаций стенового, а затем и лицевого кирпича — фигурных выкладок и пластической игры света, — он пришел в XII веке к облицовкам с плоской выстилкой плиток, своего рода «паркету», употреблявшемуся и для полов, и для стен. В результате измельчения мотивов выстилки и введения фигур с внутренними углами (звездчатые многоугольники) «паркетный» узор превратился в род простейшей мозаики. Уже в «паркетном» узоре возникли комбинации по светлоте — чередование кирпича сильного и слабого обжига. В первой половине XII века эти комбинации приобрели характер двухцветного узора; двухцветный «паркет» превратился  в  двухцветную  керамическую мозаику. Таким образом, развитие кирпичного узора шло в эти годы от пластического эффекта к плоским локальным цветам. От природных качеств материала (кирпичная фигурка) — к его специальной обработке (покрытие кирпича ангобом, красный лак). Но такое направление в развитии архитектурного декора шло вразрез с завоеваниями кирпичного узора, достигшего вершин в XI столетии. Чувство меры, как основа вкуса, требовало от кирпичных дел мастеров согласованности кирпичных кладок с плоской кирпичной мозаикой. Плоская мозаика требовала четко очерченных границ своего приложения. Пластический эффект обогащал узорное убранство стен игрой света и тени. С введением плоских мозаик этот эффект стал исчезать.

На помощь пришла резная терракота, то есть техника пластической резьбы по облицовочным плитам. Имелись, конечно, и чисто технические причины, обусловившие успех водостойкой терракоты, но развитие эстетических качеств кирпичного декора имело свою логику эволюции художественных форм и средств. Следствием развития керамических форм явилась кирпичная мозаика — ахроматического рисунка (светотеневой рисунок без участия цвета) и полихромная.

Последняя только зарождалась. В первой половине XII века красно-желтые выкладки и зеленовато-голубая полива употреблялись, видимо, независимо друг от друга, и зодчие не приводили их в какое-либо соотношение или связь. Пока бирюза покрывала кирпичик и вступала в спор с синевой небес на сверкавших под солнцем куполах, изумляя горожан голубым сиянием, или выделяла кольцо рельефной надписи, опоясывавшей на высоте минарет — действие цвета было автономно или же имело следствием цветовой контраст по светлоте. Но дело изменилось коренным образом, когда цветная полива — сперва зелено-голубая, а позже и других цветов (белая, марганцевая) — стала покрывать резную терракоту по гребню рельефа, а затем и сплошь. Пластический эффект стал узорно-живописным. Возникло сложное взаимодействие линейного, пластического и живописного начал, самое сложное и богатое в содержании, какого не знала вся предшествующая история монументально-декоративного искусства Средней Азии. Однако задача была еще только поставлена, ее внутренние противоречия не успели назреть и богатейшие возможности художественного решения не успели себя выявить.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017