Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Мотивы венчания стен гофрами

Здесь принцип декоративности, верно отмеченный С. П. Толстовым, является вместе с тем не только «глубоким декоративным вырождением частной фортификации»  старого стиля, но и возникновением новых, ценных в архитектуре средних веков качеств. Резьба по глине на стенах усадеб Кават-кала очень сдержанна и выразительна. Она никак не может быть отнесена к мотивам отвлеченного украшательства. Мотивы ее: парные кружки, парные спирали, спаренные лепестки, между которыми помещен кружок, и прочие фигуры — глубоко архаичны и имеют своим истоком крестьянское искусство.

Каймы узорного пояса повторяют одну и ту же фигуру в виде Т с кружками или волютами на верхних концах. Этот мотив, как и мотив гофр, арочек, узорных поясов, стрельчатой формы зубцов, можно видеть в самых разнообразных сочетаниях и на посудной керамике в самом Хорезме, и на многочисленных городищах, протянувшихся от низовьев Сыр-Дарьи и до Ташкента.

Характерна неполивная керамика самого широкого массового потребления из Отрарского оазиса, лежащего на границах Мавераннахра с районами северных кочевий, где крестьянское население преобладало над городским. Особенно интересны блюда, служившие для угощений (дастарханы), из Отрарского оазиса (материалы из раскопок Кларе и экспедиции Института истории и археологии АН Каз ССР, 1952 г.). Они имеют вид прямоугольного или круглого в плане подноса с высоким бортом, на внутренней поверхности которого частью штампом, частью от руки выполнены изображения знакомых нам в архитектуре стен с гофрами. Сомкнутые полуколонны с прочерченными схематически бойницами увенчаны стрельчатыми арочками. Над ними — ярус своеобразных «метоп» из вдавленных прямоугольников с вписанными в них дисками и фриз в виде цепочки ромбов.

На дастарханах из Куйрук-тепе и Отрара тема эта разработана во многих разнотипных вариантах. Все они представляют собой не свободную импровизацию художника-керамиста, а совершенно точную (хотя и схематическую) картину реально существовавших в ту пору форм архитектурного убранства усадеб. Из числа вариантов особенно важно отметить наличие изображения гофр граненой формы. Граненые гофры известны и в натуре на открытых в последние годы сырцовых зданиях Мервского оазиса и Хорезма. Ярус «метоп заключает в себе прямоугольные, слегка вытянутые по горизонтали плиты, с изображением вертящегося диска в обрамлении из горошин и брусков. Иногда вертящийся диск заменяют концентрические круги, символизирующие, как и вертун, небесное светило. Между метопами на одном из фрагментов помещено изображение птицы с перевязью на шее и розеткой на груди. Венчающий стенку дастархана фриз заключает то мотив скрещенных и спаренных лепестков, то концентрические кружки или кружки из перлов — мотив старый, знакомый по архитектурному орнаменту VI-VIII веков.

Борта некоторых дастарханов разделаны в виде крупных сомкнутых полуколонн. На торце полуколонн изображены лунный серп и солнечный диск или заменяющие их на отдельных образцах крутые спирали. Если сопоставить мотивы венчания стен на дастарханах Отрарского оазиса с фасадом замка КаЕат-кала, сохранившим традиционное оформление стен гофрами, то нетрудно представить себе, как украшались не сохранившиеся части стен на фасадах и других гофрированных зданий.

Почему дастарханы украшались изображениями крепостных стен, нам неизвестно, как неизвестно и то, почему стенки очажков, широко распространенных на протяжении X—XII веков во всех городах Мавераннахра, тоже изображали декоративное убранство архитектурных сооружений. Однако черпались эти мотивы из окружающей людей обстановки.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017