Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Мотивы убранства минарета Рабати-Малик

Резьба по ганчу имелась и на плоскости парусов портала. На щековых его стенах она имитировала сплошную кладку из спаренных кирпичей ложком; под отпавшей местами штукатуркой проглядывал интересный узор из повторяющихся в раппортном сочетании бутонов и листьев. К сожалению, эта орнаментация не подвергалась специальному изучению и сейчас уже в значительной части утрачена.

Из ранее встречающихся мотивов убранства мы вновь видим на фасаде Рабати-Малик кирпичные решетки (в декоративных арочках) и надписи по контуру портальной арки и в верхней части минарета. Это новые, в сравнении с мавзолеем Мир-Сайд Бахром, комбинации меандра и дальнейшее развитие стиля эпиграфики (куфа с некоторыми декоративными украшениями). Впервые отмечаем мы здесь сталактиты простейшей формы: па минарете — в виде сочленяемых под углом пластин и нависающих плит, в арке портала — в виде выступов, покрытых резным ганчем.

При известном архаизме архитектуры Рабати-Малика веяния нового стиля проявляются в его декоре весьма активно и заметно подчиняют себе мотивы старых времен. Минарет в Джаркургане (Сурхан-Дарьинская область), датируемый 1108/09 годом, интересен той же, что и в Рабати-Малик, цельностью конструктивного и декоративного начал. Пучок суживающихся кверху полуколонн (числом 16), тесно сомкнутых вверху и слегка раздвинутых внизу, установлен на восьмигранном пьедестале. Выше середины он стянут поясом надписи, обрамленной снизу стрельчатыми арочками; они же венчают первый ярус полуколонн (второй ярус сохранился не полностью, исчез и второй пояс.) Мотив, собственно, тот же, что и в Рабати-Малик. Однако суженная, кверху форма полуколонн и узорный рисунок кладки говорят о возросшей роли декора. Кирпич «в ёлку» образует зигзаги; они охватывают ствол минарета и усиливают динамический эффект устремления пучка колонн вверх. При этом возникает интересный зрительный эффект, напоминающий трансформации узора на паркете, когда один и тот же рисунок воспринимается в мгновенно возникающих в глазу превращениях по-разному. На минарете опоясывающие ствол простые зигзаги легко трансформируются в ступенчатые зубцы. В первом случае глаз фиксирует ритм кладок, во втором — производный от него узор. Узоры с подобной трансформацией мы находим и на других памятниках, преимущественно в Хорасане 163 на юге Узбекистана и в Таджикистане . Очевидно, ими увлекались мастера определенной архитектурной школы. В орнаментации джаркурганского минарета нашли себе применение и фигурные вставки из терракотовых кирпичиков. Они окаймляют пояс с надписью каймами из кружков, перемежающихся цепочкой с вытянутыми фигурными овами. В тимпанах арочек — чередование в шахматном порядке терракотовых кружков и бантиков.

Надписи на минарете активно включаются в его декор. Они расположены по верхнему краю цоколя, где содержат упоминание некоего «эмира Хорасана Абу Сайда», на поясе в средней части ствола — текст из Корана, дата сооружения и на одной из граней вертикальной строчкой — имя мастера Али сына Махмуда из Серахса. Начертание их простое, строгое, но ритмически стройное, украшения незначительны. Граненый цоколь минарета выложен был парным лицевым кирпичом и украшен узкими полукруглыми в плане стрельчатыми арочками.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017