Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Мотивы афрасиабских панелей

Середину одной из панелей, из числа погибших, занимало изображение полукруглой арки с кругом из фестонов звездой в нижнем ярусе. Это какое-то несомненное следование глубоко традиционному мотиву, быть может, отзвук былого натиска или плоское изображение михраба.

На других стенах помещения было, по-видимому, по четыре панно (два в каждом ярусе). Трижды повторяется здесь мотив ленточных плетений (сдвоенной линией из крестообразных фигур циркульного построения, соединенных кружочками). Через них пропущены ремни в форме заоваленных квадратов; они скрещиваются, образуя дополнительные фигуры. Не менее трех раз повторяется (то в нижнем, то в верхнем ярусе) мотив мендра, образуя непрерывный бег свастикоподобных зигзагов. Два других варианта дают более статичный мотив. Свастика или крестообразный вертун чередуются в различных положениях с квадратами.

Судя по снимкам, резьба продолжалась и на кривой поверхности сводов. Здесь она образует узкую полосу звезд и кружков, насыщенных, как и панели, пальметтами. Узор этот не был рассчитан на всю потребную плоскость. Свободный остаток ее заполнил неполный рисунок какой-то другой орнаментальной композиции. Этот прием напоминает оклейку комнаты обоями, когда пробел по ширине заполняет случайный отрезок одной из полос.

Резьба на панелях Афрасиаба из раскопок 1919 и 1925 годов имеет между собой много общего. Исполнителями ее были, видимо, одни и те же мастера. Резьба па панелях неглубокая, плоская. Пальметты и полупальметты компонуются в различных сочетаниях на веточках, которым придается форма завитка или S-образных фигур. Они сочетаются часто попарно в осевой и центральной симметрии. Завитки и S-образные стебли образуют заполнения углов и рисунок широких каем. Для узких каем характерны здесь мотивы вытянутого меандра. Последний носит то чисто геометрические формы, то ему придаются черты растительного орнамента. Употребляется также рисунок смешанного характера, соединяющий в себе мотивы растительного и геометрического узора (волнистые линии и вытянутые розетки), в обрамлении кругов из традиционных сосочков.

Простота и ясность построения геометрических фигур хороших пропорций, свободное заполнение их растительным узором, его графическая четкость и некоторая живописность в расположении выполненных от руки пальметт и веток, которым, в нарушение стандарта, придается иногда и не совсем обычная форма — соединение не только симметричных, но и различающихся между собой фигур (например, трилистника и полупальметты) — все это придает несколько плоскому рисунку панели живость и разнообразие.

Композиционную основу афрасиабских панелей составляют неизменно ленточные плетения сдвоенной линией. В строгом подчинении по отношению к ним находятся ветки, полупальметты, трилистники и кружки. Извив коротких ветвей и форма листьев с глазком позволяют видеть в них виноградные лозы. Однако значительное место занимают и мотивы более отвлеченного характера.

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017