Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Мотив спаренных спиралей

В пустынной степи стены укрепленных усадеб — это самое яркое, что поражает путника и что запечатлевается, по контрасту, особенно сильно. Мощные сомкнутые стволы гофрированных стен видны за десятки километров. Замок-кёшк — символ власти владетеля — в сравнении с лачугами бедняков-землепашцев и юртой кочевника представлялся, несомненно, обителью высших сил. Все, что поражало в архитектуре, всплывало не только на дастарханах, но переносилось и на другие крупные керамические изделия.

Очень интересны дастарханы с изображением четырех радиально расположенных в бортовой композиции колонн с городища Алтын-тепе. Они имеют широкую базу с трехгранно-выемчатой резьбой, рифленый ствол и трехлепестковую капитель. В ортогонали (при взгляде на дастархан сверху) создается впечатление крестообразной фигуры с плоской округлой чашей посередине. Но если учесть, что в бортовой композиции фигуры строятся отвесно к центру, легко догадаться, что в представлении художника-керамиста его рисунок изображает четыре деревянные резные колонны, несущие на себе конструкции второго яруса.

Четырехстолпная конструкция была распространена в архитектуре древнего мира и раннего средневековья. Местным источником ее были перекрытия типа «дарбази», сохранившиеся в горных районах, особенно на Памире, до наших дней. Между столбами на том же дастархане помещены круглые розетки из пересекающихся парных спиралей в виде сплетенных веток. Колонны и розетки этого дастархана носят весьма архаизированные, излюбленные в народе формы. Мотив розетки в виде перекрещивающихся парных завитков был, видимо, чрезвычайно распространен. Мы встречаем его на средней Сыр-Дарье в керамике и на фрагментах очага из глины с саманом. на тисненой керамике Инойятона в Мерве (XII в.), на больших круглых плитах резной терракоты из Узгента. Более ранний пример разработки этого мотива дает резной ганч IX—X веков из раскопок мечети Магоки-Аттари в Бухаре.

Мотив спаренных спиралей на сырдарьинских дастарханах далеко не нов. Мотив этот уже отмечался нами в виде Т-образных знаков с загнутыми концами в декоре замка Кават-кала. Это несомненно старый хорезмийский мотив, восходящий к декору зала со спиралями античной Топ-рак-кала, между тем как компоновка их в форме ременного плетения — мотив, характерный для резного ганча Самарры.

В Хорезме и на среднем течении Сыр-Дарьи архитектурное убранство сельских усадеб отразилось особенно ярко в неполивной посуде и больше всего на дастарханах. В Мавераннахре та же роль собирателей мотивов народного декора и специально архитектурного орнамента выпала на долю «очажков».

«Очажки» имеют подковообразную в плане форму с отогнутыми спереди бортами, образующими как бы фасад здания, в то время как внутренняя плоскость изображает интерьер. «согдийскому периоду»  На фасаде соблюдается обычно трехчастное деление: цоколь, плоскость стен и венчающая полоса — антаблемент. На одном из очажков Афрасиаба (из собрания Самаркандского музея) лицевая стенка в рубчатых гофрах.

На внутренней боковой стенке — изображение стоящей птицы, над ним — венчающая полоса (или фриз) из уже знакомых нам парных спиралей. На другом очажке в действительности очажки относятся к более позднему времени) изображены гофры с острыми гранями и насечками — последние обозначают, видимо, кирпичную кладку.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Квартиры премиум класса в Сочи
Основа восточного узора © 2017