Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Монументальная архитектура

Идеологи правоверного ислама стремились нивелировать местные особенности в жизни подвластных халифам стран и добивались распространения единой общемусульманской культуры. Им удалось достичь того, что ислам стал религиозной идеологией среднеазиатского общества. Но искусство народов, принявших ислам, не было единым ни в момент вхождения в состав халифата покоренных арабами стран, ни тем более после того, как Средняя Азия освободилась от власти халифов. Каждая область сохраняла, при всех условиях, свою известную самостоятельность в творчестве. В основе этой самостоятельности лежали традиция и народность, преодолеть которые никакое завоевание и никакая новая религиозная доктрина не были в состоянии.

В конце IX века правитель Бухары Исмаил Саманид создал сильное, независимое феодальное государство, обеспечив независимость Мавераннахра и Хорасана от халифата. Сложение самостоятельной феодальной государственности в Средней Азии имело важные последствия для всего дальнейшего развития науки, культуры, искусства отдельных ее областей. Вторая половина IX—X века — время подъема и расцвета городской жизни в Мавераннахре. Использовав борьбу масс против иноземного ига, саманиды пришли к власти, а затем подавили народные движения. При них осуществляется большая программа строительных работ, особенно в Бухаре и Самарканде.

В строительном деле происходит настоящий переворот. Сырцовый кирпич уже не в состоянии удовлетворить возросшие требования архитектуры. В монументальной архитектуре осуществляется переход от сырцового к жженому кирпичу и появляются блестящие образцы виртуозной фигурной кладки из этого материала; легкий, звонкий кирпич прекрасной выпечки пилится, шлифуется, формуется в самых разных видах и становится основным материалом архитектурного орнамента. Однако не исчезает еще и сырцовый кирпич как стеновой материал. Облицовками его служат штукатурки из резного ганча или жженый кирпич. Большую роль продолжает играть в эту пору и резное дерево.

Главными объектами монументального строительства при саманидах были дворцы и правительственные здания. Строились бани, крытые базары, мосты, а также культовые здания — мечети, медресе, мавзолеи. Средоточием жизни были «шахристаны» и «рабады» (предместья), куда распространяются мастерские ремесленников и жилые кварталы, не вмещающиеся в тесных границах старых шахристанов, и куда вторгается вновь со своими укрепленными усадьбами стремящаяся в город феодальная знать.

Дворцы, караван-сараи и культовые здания ислама были наиболее типичными видами монументальной архитектуры этой эпохи. Архитектура жилища в значительной своей части также носила монументальный характер (сельские усадьбы, городские дома сводчато-купольной конструкции).

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017