Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Мастера архитектуры Мавераннахра

В Ферганской долине — такая же картина. Здесь была, видимо, не одна школа: графический рисунок заметно отличает резьбу мавзолея Шах-Фазиль в Сафит Буленде XI века от резного ганча мавзолея XI века и резной терракоты мавзолеев XII века в Узгенте. В этих памятниках (они находятся на территории Киргизии) заметны черты сходства с самаркандской резьбой и отчасти (в резном ганче) с резьбой термезских мастеров того же времени. Еще больше сближает эти школы чувство пространства и массы, то есть общее понимание архитектурных форм, отвечающих принятым в данную эпоху идеалам красоты.

Рассматривая развитие градостроительства, архитектуры, изобразительных искусств Мавераннахра в этот период, мы могли заметить, что процессы эволюции стиля разных искусств были в общем едины. Мастера XI — начала XIII века выработали язык художественных форм, отвечающий идейному содержанию эпохи. Исходными для формирования нового стиля были материальные условия развития общества, техника и технология ремесел. Мерой вкуса, формирующей художественные произведения, была духовная жизнь людей. Мастера создавали новое в искусстве не по трактатам античных зодчих. Они общались с людьми, видевшими творения, созданные в других странах.

ислама (ими восхищался, например, Насири Хисроу, XI в.), «ли сами изведали в скитании на чужбине новейшие достижения века (обмен мастерами — явление постоянное). Но главное приходило как результат собственного творчества, вызванного в архитектуре практической потребностью строить, развивая систему сводов и куполов, отрабатывать технику фигурных и резных облицовок, совершенствовать узор и искусство изящных надписей в общепринятой на всем Переднем и Среднем Востоке арабской графике.

Каждое нововведение — будь то местное или вывезенное из других стран — проходило испытание на месте применения, и все негодное отбрасывалось на ходу. Архитектура Мавераннахра XI — начала XIII века избегла (и это факт несомненный) прямых подражаний образцам других областей современного ему Востока. Взаимодействия и заимствования (они всегда имеют место) не затрагивали суверенитета местных школ. Мастерам Мавераннахра принадлежит полнота прав на все, что создано было в эту пору на территории среднеазиатского Междуречья иранцами (таджиками) или их выучениками из числа тюрок (практическое участие последних для этого времени уже вполне вероятно). Им не с кем делить своих заслуг. Но они не были изолированы от других мастеров, что было бы им не на пользу. Каждый архитектурный объект решал всегда нечто новое, важное для всех зодчих. Каждое решение задачи, будь то план помещения, форма купола или его несущая конструкция, исходило из общего целого. Это были как бы отдельные узлы механизма, в котором каждая деталь требует отработки в соответствии с функцией и формой других деталей.

Объемно-пространственная планировка составляет основу архитектурного произведения. План здания, прочитанный как отпечаток фундамента на листе бумаги, часто ничего не говорит. И только объемная планировка раскрывает сущность архитектурного замысла, позволяя видеть массы здания в пространстве.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017