Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Мадохили

Чертеж I. В основу узора кладется гусек; повернув его вокруг центра симметрии, получаем фигуру, которая, повторяясь острием то вверх, то вниз, заполняет собой всю декорируемую плоскость.

Чертеж II. В основу узора кладется тот же гусек, он повторяется и на противолежащей стороне ромба так, что линии их параллельны; получаемая фигура заполняет собой всю декорируемую плоскость с той разницей, что вверх и вниз фигуры одинаковы.

В обоих случаях вместо гуська может быть употреблен каблучок или иная фигура, скомпонованная по тому же принципу, что и гусек (то есть из двух отрезков, повернутых на осях центральной симметрии). Это могут быть и геометризированные фигуры, построенные по тому же принципу.

Чертежи III и IV повторяют I и II с той лишь разницей, что фигуры типа гуська и каблучка заменяются фигурой типа сар-бохори. В отличие от гуська и каблучка сар-бохори состоит из двух частей неодинаковых начертаний: из гуська и выкружки. В результате применения сар-бохори по чертежу III получается фиг. I и по чертежу IV — фиг. 2. В обоих зтих случаях фигура сар-бохори может быть заменена геометризированной фигурой аналогичного построения.

Заметим, что чертежи I, II и IV позволяют заполнить плоскость фигурой одного типа; чертеж III требует применения фигур двух типов, что уже нарушает принцип мадохиля.

Нужно сказать, что отступления от принципов мадохиля в орнаменте IX—XIII веков довольно часты; объясняется это

тем, что полученные па основе гуська, каблучка и сар-бохори фигуры пользовались огромным успехом и их употребляли часто как самостоятельный мотив, включая в композиции медальонов, розеток, каем и т. д. В архитектурном убранстве почти каждого памятника XI—XIII веков можно найти бес-

конечное количество примеров употребления этих фигур в линейной, круговой, отвесной и других композициях. Естественно, что форма фигур при самостоятельном их употреблении часто при этом отклонялась от изначального построения и приобретала более свободный характер, перерабатываясь в соответствии с материалом и техникой выполнения декоративного рисунка.

б) Медальоны. Применение крупных фигур геометрического построения вызывало необходимость их заполнения в строго очерченных рамках прямоугольника, круга, звезды и т. д. Этой цели отвечали самые различные средства построения узора, но особенно важную роль играли при этом медальоны и розетки.

Рассмотрим несколько наиболее употребительных приемов их композиции и построений.

1. Круговая центрическая композиция. Представлена в настенной росписи термезского дворца. Медальон строится размещением на осях окружности четырех тюльпанов, чередующихся с чашечкой цветка; «пестики» тюльпанов, скрещиваясь, переходят в лепестки. Плодоножки в свою очередь образуют посредине звездочку. Понятия медальон и розетка здесь равнозначны.

2. Вариант круговой композиции: медальоны-розетки. Представлены в резной терракоте XII—XIII веков (Самарканд). Снова чередуются цветы и бутоны, образуя в центре звездочку; круг из перлов — дань традиции. Розетка вписана в прямоугольную звезду или обрамлена фестонами. В углах — заполнение в виде решетки или листвы.

3. Медальон в отвесной композиции. В построении силуэта сохраняют значение вертикаль и горизонталь. Форму ему дает трилистник (в двух вариантах — с острым и округлым зубцом). Острый зубец («арочка») придает медальону устойчивость положения (тупое основание, острый верх). Заполнение составляет побег ветвей парной спирали (горизонталь при этом исчезает).

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017