Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Лицевой кирпич с узором

До уровня арочных пят — кладка из спаренных кирпичей с разрывом; в щипцах — лицевой кирпич с узором в елку; тот же кирпичный узор на гладких парусах, заполняющих углы восьмерика, несущего купол. Все очень графично, строго и просто. Некоторая детализация появляется лишь в рисунке колонок и на софитах арок. Здесь можно наблюдать уже довольно развитые вставки в виде так называемых «бантиков» и S-образных фигур, составивших, можно сказать, целую эпоху в развитии архитектурного декора Средней Азии.

Это первые подступы к технике резной терракоты. И вместе с тем какой-то результат упрощения выкладки из мелких фигурных брусков, появление которой мы уже наблюдали в галерее мавзолея саманидов. Технические усовершенствования следовали, ВИДИМО, рука об руку с появлением новых художественных мотивов и ставили друг перед другом все новые и новые задачи. Не успела появиться мелкая кирпичная мозаика, как в том же Султан Саадат в угловых колонках фасада кладутся сегментные плитки, на бортовой поверхности которых вырезаны самые разнообразные фигуры из ромбов, перлов, бантиков и бутонов. Они вырезаны и подшлифованы из простого жженого кирпича.

Мавзолеи второй половины XI — начала XII века из комплекса Султан Саадат представляют собой проявление принципов некоей школы, развитие которой не совпадает со школой бухарских мастеров, хотя и близко им по времени. Это. видимо, школа местных термезских мастеров и быть может, близких им мастеров восточного Хорасана. для которых особенно характерны и плоские ниши с арками на колонках, и паруса из лицевого кирпича «в ёлку», и некоторые типы вставок в кладку из парных кирпичей (мотив бутонов).

Прежде чем окончательно расстаться с представителями старого стиля в кирпичном декоре, мы должны охарактеризовать еще такие его относительно поздние проявления, как караван-сарай Рабати-Малик и джаркурганский минарет. Рабати-Малик — караван-сарай на старом пути из Бухары в Самарканд. Памятник второй половины XI века несет на себе печать двух ярко выраженных эпох. С одной стороны — рубашка из лицевого кирпича (стены из сырца) на главном фасаде здания, с его сомкнутыми полуколоннами и арочками над ними возрождает дух старых кешков. С другой стороны — башни типа минаретов по углам фасада и грандиозный портал входных ворот были поистине скачком в будущее архитектуры Мавераннахра.

В декоре стен, украшенных гофрами, со смыкающими их арочками, где во фризе чередуются облицовочные плиты ромбом и лицевые кирпичи на ребро, а над ними очерченные кирпичом высокие и низкие ложные бойницы — во всем этом трудно провести грань между пластической разработкой стены зодчим и орнаментом в собственном смысле слова. Стреловидные прорези в кирпичной глади стен, имитирующие форму бойниц, трудно назвать орнаментом. Однако это и не сквозные щелевидные бойницы, а элемент декоративного убранства, то есть кирпичный пластически выраженный узор. Связь его с традицией искусства VI—VIII веков несомненна. Но также ощутимы и новые мотивы орнаментации. Они проявляются прежде всего в обрамлении портала П-образной рамой из рельефно выступающих звездчатых восьмиугольников и соединяющей их в одно плетенки. Обрамляет их выпуклой лентой цепочка сомкнутых звеньев. Наружный край портала эффектно отчеркнут каймой из лицевого кирпича со скосом внутрь. В звездах посредине — диски, вокруг них—резьба по ганчу низкого рельефа. Мотивы — сердцевидные пальметты и полупальметты, подчиненные форме звезды и обрамляющих линий.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Самая актуальная информация вариско тут.
Основа восточного узора © 2017