Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Купол на четверике

Поставить купол на четверик — задача не только из области стереометрии и отвлеченного формотворчества. Мы указывали уже на основной конструктивный прием перехода от квадрата стен к круглому основанию купола — прямой или косой срез угла, дающий переход к восьмерику. Но там задача решалась в самом простом варианте, безотносительно к форме купола. Уже рассмотренный вариант привел нас к сложной системе сталактитов, связавших воедино пространство интерьера и плоскость стен. Здание меняет свой облик в зависимости от уровня, на котором лежит ярус восьмерика, и от формы его венчания (полусфера, конус, шатер).

Здесь возможности расширить объем интерьера за счет конструктивных решений доведены до предела. Опускание пят угловых арок до пола можно рассматривать и как отсечение углов квадрата; вследствие этого получаем восьмигранник в интерьере при квадрате стен снаружи. Пример такого решения задачи, с которым мы столкнулись недавно, — мавзолей XIV века в комплексе зданий селения Пудина. Но можно указать и на прямое отсечение углов квадрата в мавзолее Ходжа Атабека в Кирмане. Здесь очертание стен образует в интерьере квадрат, извне — восьмигранник; решение явно надуманное, нерациональное, продиктованное чисто формальным построением геометрических фигур. Понятно, почему этот парадоксальный пример не вызвал подражаний и остался, кажется, одинок.

Любую из стенных ниш можно было сделать сквозной. Квадратный план порождал при этом киоск (чартак), а восьмигранный — ротонду (ашттак). Внутренним нишам должны были отвечать логически такие же ниши, лежащие извне. Это облегчало вес стен без ущерба для их прочности. Конструктивные приемы подсказали зодчим мотивы обработки стен выступами и лопатками. Они уничтожили пластические приемы старой архитектуры и привели к торжеству новых, четко организованных на геометрической основе структурных форм.

Наряду с купольным залом складывались и многокупольные композиции. Это были залы с куполами на столбах и галереи с куполами в один или несколько рядов, идущие вдоль стены или вокруг двора. Они имели исходной точкой те же решения, но как бы в умноженном виде. Отсюда, видимо, возникла идея построения плана по сетке (гязов), принятая затем в архитектуре всего средневековья. По ним вписывают купола и размечаются на скрещениях осей пилоны. Один пилон несет четыре купола, четыре пилона — девять куполов и т. д. Это — в закрытых помещениях. В айванах, открытых в одну сторону, один пилон — на два купола, два пилона — на три, три пилона — на четыре купола и т. д. На айванах, открытых на две стороны (под углом), — четыре пилона на четыре купола, девять пилонов — на девять куполов и т. д. Многокупольные залы, разделенные поставленными на пилоны арками, имеют раздельные подкупольные пространства. Через проемы арок они сливаются между собой и образуют общий объем интерьера. Составной характер объема подчеркивается разбивкой стены на лопатки, отвечающие положению пилонов и плоских между ними ниш.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Нарядные женские платья оптом в нашем магазине.
Основа восточного узора © 2017