Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Культура городов среднеазиатского Междуречья

В истории художественной культуры народов Средней Азии IX — начало XIII века можно назвать эпохой быстрого расцвета архитектуры и архитектурного орнамента средневековья.

В культурной жизни среднеазиатского Междуречья (Мавераннарха) этой эпохи различаются три основных периода: VIII — середина IX века — время относительного упадка городского строительства, вызванного вторжением арабов; вторая половина IX — X века — время энергичного городского строительства, вызванного освобождением страны от власти багдадских халифов и укреплением местной феодальной государственности; XI — начало XIII века — время полного расцвета феодального общественного строя в стране и самого высокого в домонгольский период расцвета градостроительства и архитектуры.

В VIII—IX веках искусство было подавлено общим упадком сил, растраченных на сопротивление завоевателям. Непрерывные массовые восстания лихорадили страну. Постои гарнизонов халифата в городах и межплеменная вражда в среде самих арабов заставляли знатных горожан уходить из городов и искать прибежища в разбросанных вокруг них старых замках или строить себе там привычные «кёшки». Здесь, в старых «орлиных гнездах» родовой аристократии, сохранялись многие традиции дехканского быта, а вместе с ним — и традиции местного ремесла и связанного с ним народного искусства.

В течение многих лет со времени первого похода Кутайбы в долину Зеравшана дым пожарищ беспрерывно стоял над городами и селениями Мавераннахра. Наместник Хорасана огнем и мечом вводил ислам, подавлял восстания, грабил города, сжигал «идолов» и разорял храмы «неверных». Сюжетные изображения повсеместно запрещались как проявление враждебного исламу миросозерцания.

Халифам Дамаска (омейядам) не удалось сломить сопротивления народов Средней Азии. Недовольство против омейядов возглавили аббасиды. Они использовали антиарабское движение, чтобы захватить власть. В 762 году аббасиды основали в Месопотамии на реке Тигре рядом с древней столицей сасанидов Ктесифоном свою столицу Багдад. При халифе Му-тасиме (833—842) они перенесли ее в специально выстроенный там же город Самарру. Багдад и Самарра, по замыслу халифов, должны были затмить своим блеском Ктесифон, дворцовой роскоши которого они подражали. Здесь, в царстве Ха-руна ар-Рашида и сказок «Тысячи и одной ночи», создавался тот стиль дворцовой жизни, которому подражали владетели подвластных халифам городов.

Культура этих городов, как и столицы халифата, долгое время слыла в науке арабской. Между тем в создании ее принимали деятельное участие прежде всего народы покоренных арабами стран — персы, хорасанцы, согдийцы, хорезмийцы. Все эти народы обладали культурой более высокой, чем сами арабы. При дворах арабских наместников в Мерве, Бухаре, Самарканде, Ургенче было немало выдающихся ученых, художников-мастеров, искавших применения своим талантам. Естественно, что дальнейшее развитие этих феодальных торгово-ремесленных городов было, по существу, развитием не арабской культуры, а многоплеменных культур местных народов, продолжавших борьбу против багдадских халифов и добивавшихся независимости.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Купить грузовики где купить грузовик www.fuso-irk.ru.
Основа восточного узора © 2017