Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Колонны «третьего стиля»

Колонны «третьего стиля» (их три, все с коническими капителями, одна — в музее АН УзССР) отмечены большой перегрузкой резных украшений, сложного, подчас изощренного даже рисунка. Вновь оживают творческая изобретательность, индивидуальность форм и сочность рисунка; вновь смело используются геометрические сетки. Нам кажутся убедительными и предложенные В. Л. Ворониной датировки колонн: первого стиля — конец X—XI век; второго стиля —XII век (скорее XI—XII в.—Л. Р.); третьего стиля — XIV век. За рамки этих стилей и дат выходят более поздние колонны, в частности, механически выполненная по старому образцу колонна 1510 года.

Памятники верховьев Зеравшана неразрывно связаны с Самаркандом, мастера которого уходили вверх по реке, ближе к «источникам сырья», где имелась нужная резчикам древесина и где в горных селениях был спрос на опытных мастеров. Обурдонская колонна и резной деревянный фриз из того же здания (первая находятся в Ташкентском, второй — в Самаркандском музее) замечательны очень своеобразной, можно сказать, фантастической орнаментикой. Конической формы капитель с зооморфными изображениями (о них см. в разделе о животной орнаментике), подбалки в виде змей, изгиб туловищ которых образует фигурный вырез консоли, — все это уводит нас в мир образов прошлого. Вместе с тем Обурдонская колонна — памятник развитой растительно-геометрической орнаментики нового времени. Характерны в этом отношении пояс трансформированных пальметт в верхней и переплетенные арочки в нижней части ствола. Пальметты составлены из S-образных фигур. Сочетаясь на осях то зеркальной, то центральной симметрии, они образуют фигуры, хорошо известные по терракотовым плиткам Афрасиаба. Впрочем, область распространения этого мотива еще шире: от резных досок Каирского музея  и Самарры IX века  до Термезского дворца (XII в.). Столь же широкий ареал распространения имеет мотив арочек в виде ленточного плетения. У нас он характерен для резных панелей того же дворца в Термезе и в мечети в комплексе Хаким ат-Термези (XII в.).

Курутская, Фатмевская, Урмитанская колонны представляют собой фактически дальнейшую (пли параллельную) разработку мотивов колонны из Обурдона, с некоторыми вариациями в отдельных формах и мотивах. Все они с большим успехом разнообразят мотив S-образных фигур, составляющих элемент пальметты, и плетенье ремней, образующих фигурные арочки. Так, на Курутской колонне фигурные арочки с ленточным плетеньем входят друг в друга, заполняются сложными сочетаниями S-образных фигур; из них же образуются пальметты, «сердечки» и разные замысловатые формы. По традиции, сохраняются «распахнутые крылья», но концы их свернуты спиралью, а поверхность обработана сеткой из насечек. Промежуточные фигуры могут, при известном воображении, напоминать рыб (чешуйки, раздвоенный хвост), но здесь мы вступаем, видимо, в область бессознательной переработки мастером мотивов, утративших определенный сюжет.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017