Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Колонны и их стили, исследованные Ворониной

К лучшим образцам резного дерева IX—XIII веков относятся колонны из Джума-мечети в Хиве и резное дерево (колонны и михрабы) верховьев Зеравшана. Колонны хивинской мечети обстоятельно исследованы В. Л. Ворониной, очень хорошо осветившей культурно-историческое и художественное значение этих ценнейших памятников орнаментального искусства «трех стилей», или, точнее, трех эпох.

К «первому стилю» В. Л. Воронина относит четыре колонны (две из них в Ташкенте) и две капители (одна в Музее истории АН УзССР). Формы их «классичны» для среднеазиатских деревянных колонн: стройный ствол с кувшинообразным основанием — куза в убранстве спускающихся на тулово лопастей; над ними — поясок и покрытый узором ствол, опоясанный лентой письма с выпуклыми буквами куфи округлого рельефа. Куза двух колонн с ленточным плетеньем (по нумерации В. Л. Ворониной В-7 и А-9), на двух других — парно сомкнутые фигуры полупальметт (Б-5, Е-11); на пояске — побег с включением сердцевинок п полупальметт. Орнамент ствола резной: на одном— из трех - и шестиконечных фигур (Е-11); на двух других— из входящих друг в друга геометрических фигур (В-7, А-9), еще на одном — из входящих друг в друга плетей с бутонами (Б-5). Заполняют их свободно начертанные пальметты, полупальметты, трилистники, усики п листочки изящных, чаще витых, очертаний.

Капители с валиком и как бы витой стружкой в основании покрыты сочной резьбой по мотивам, трансформирующимся в зависимости от внимания к той или иной детали. Бег ветвей то свертывает листву в тугую спираль, то раскрывает ее веером пружинисто гибких пальметт. Характерны пояски из прихотливо скомпонованных сердцевинок (виноградные листья?), перемежающихся с узкими стебельками трилистников.

Здесь многое роднит орнамент колонн с лучшими образцами резьбы по ганчу и терракоте памятников Бухары и Самарканда (X—XII вв.), но имеются отзвуки и более старых мотивов, вплоть до резного штука Варахши (VIII в.)

К колоннам «второго стиля» Воронина относит семнадцать стволов, из них девять с капителями (четыре колонны этого стиля в Музее истории АН УзССР). Непосредственная их связь с колоннами первого стиля несомненна. Новое — отчасти в упрощении некоторых старых форм, исчезновении широких организующих композицию лент, но главное — в утере пластичности рисунка, появлении резьбы прямоугольного сечения и некоторой дробности рисунка, не теряющего, однако, своего поразительного изящества. Черты различия стилей особенно наглядны при сравнении убранства колонн первого и второго стилей. Сферическая в основании форма их расчленяется стягивающей ее тесьмой. Конические капители второго стиля несколько суше, однообразнее в рисунке вписанных друг в друга фигур. Заметны и повторения капители. В надписях, раньше довольно строгого начертания, отмечается появление «цветущего куфи».

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017