Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Кирпичные колонки в мавзолее саманидов

Возможно, что и кирпичные колонки в мавзолее саманидов сохраняют цветочный мотив в убранстве стволов шашечной клеткой, которая являет трансформацию чешуек. В бухарской мечети Намазгах рисунок их становится совершенно плоским и вместо конической капительни с фигурной подбалкой вводится так называемая «лирообразная» капитель. Форма ее не имеет ничего общего с музыкальным инструментом и представляет собой скорее трансформацию капителей типа цветка-тюльпана. Такие капители из резной терракоты с фигурным пли чаще цветочным заполнением отмечаются в бухарской мечети Магоки-Аттари, в мавзолеях  агента, мавзолее Ай-ша-биби близ с. Головачевки и в других памятниках XII века. Формы эти сохранялись и позже.

Окидывая общим взглядом архитектурный орнамент Узбекистана IX—XII веков, можем сказать, что образование «нового стиля» падает главным образом на XI—XII века. Этот стиль представлял собой последовательно разработанную, целостную систему приемов, мотивов и форм, имевших распространение по всей Средней Азии. Главное место заняли разработка узора с преобладанием геометрических фигур, стилизация немногих сохранивших свое распространение животных изображений и организованный по особой системе растительный узор.

Как ярко выраженное явление стиля архитектурный орнамент проникал в самые отдаленные районы, в горные ущелья, селения, усадьбы, и оттуда встречный, поток мотивов народного творчества выносил это искусство в ремесленные города. Все, что делали народные мастера в части переработки народного узора для нужд архитектуры феодальных торгово-ремесленных городов, было подчинено требованиям времени.

Разрушение устаревших форм жизни и прежних перегородок, разделявших ранее небольшие, обособленные княжества, способствовало улучшению обмена техническими, научными, художественными достижениями между городами Средней Азии и сопредельных стран. Приемы строительного искусства, благодаря деятельности цеховых корпораций, выкристаллизовались в закопченные системы. Повсюду складывались свои архитектурные школы. Цех ревностно оберегал интересы своих сочленов от конкуренции извне, приучал мастеров строго придерживаться определенных приемов в работе и способствовал накоплению знаний и секретов ремесла в рамках определенной ремесленной общины. Вместе с тем цеховые корпорации выступали в роли подрядчиков на крупных строительных работах. Как подрядчики они стремились превзойти другие корпорации в быстроте и качестве работ, в усовершенствовании конструкций и декора.

Дворцы и культовые здания строились на средства светских и духовных феодалов. Приток средств обеспечивал возможности качественной работы, но решающее значение имел строительный опыт. Если его недоставало, привлекались преуспевающие мастера из других городов. Видимо, уже в эту пору сложилась в Средней Азии традиция составления альбомов (свитков) с чертежами построений.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017