Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Кирпичная облицовка в XI—XII веках

[В 1967—1968 годах археолог И. Ахраров исследовали новый объект, открытый на Афрасиабе, купольный зал IX—X веков (дата эта обоснована рядом монет), богато убранный резным штуком. В этой связи автор вернулся к датировке панелей дворца Саманидов и пришел к следующим выводам. «Датировка дворца Саманидов IX в. вызывает возражения некоторых историков и со стороны стиля. Говорят, что этой дате противоречат отдельные формы и мотивы декора, привычно относимого в литературе к X—XI векам (I и II стили Хивинских колонн по В. Л. Ворониной). Однако в мавзолее Араб-ата все противоречит его отнесению к X веку, и тем не менее надпись на портале дает 977—978 год. Видимо, надо не дату Афрасиабских панелей перенести в X—XI века, а паши представления о стиле памятников X—XI веков уточнить IX—X веками. Все, что дали нам Афрасиабские панели, говорит в пользу такого пересмотра истоков нового стиля».

В XI—XII веках жженый кирпич, как уже было указано, получил небывалое до того развитие в качестве стенового и облицовочного материала. Развились новые конструкции кирпичных перекрытий, арочный портал и сталактиты. Была создана основа, па которой и архитектурный орнамент нового стиля достиг в кратчайшие сроки полноты своего выражения.

Естественно, что интерес к сплошному покрытию стен резным ганчем в какой-то период увлечения новым строительным и облицовочным материалом пал. На первое место выдвинулась обработка поверхности стен и перекрытий лицевым жженым кирпичом, а затем и другими видами керамических облицовок. Кирпичные облицовки имели важные преимущества. При тождестве материалов кладки и облицовки устраняется ряд отрицательных явлений, вызывающих быстрое разрушение стен (конденсация, отставание и т. д.).

Облицовка может вестись одновременно с кладкой, что исключает возведение специальных лесов. Употребление тесаного кирпича для фигурных кладок не могло не породить в дальнейшем производства фасонного кирпича разных профилей из красножгущихся и беложгущихся глин с различной обработкой поверхности (натуральной, ангобированной, глазурованной, полихромной, комбинированной и т. д.). Все это не могло возникнуть сразу и получило свое отражение в целом ряде архитектурных произведений, каждое из которых было как бы ступенькой в усовершенствовании техники облицовок и монументально-декоративного искусства в целом. Остановимся на некоторых классических образцах облицовок рассматриваемого периода.

Мавзолей Саманидов —блестящее воплощение строительного гения эпохи. Четкий кубический объем, легкий скос стен и угловых колонн; полная симметрия четырех входных арок; они опираются на гладкие угловые солонки. Арки и арочные паруса в интерьере, венчающая стены ажурная галерея поражают необыкновенным единством конструктивного замысла и декора. Абсолютное господство принадлежит лицевому кирпичу, из которого ведется рельефная кладка.

Наружные поверхности стены выложены из квадратного кирпича плитками по три; в цоколе — с разрывом; выше они чередуются с выкладкой зубцом, на угол. Над уровнем арочных пят — стена снова блоками из плиток по три, в чередовании с полукруглыми брусками из кирпича тычком.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017