Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Искусство поливной керамики Рея

Посудная поливная керамика Рея создала удивительную галерею человеческих фигур и лиц. Ей присуща (не без влияния орнамента и каллиграфии) определенная манера графического начертания человеческого лица едва ли не одним росчерком калямат. При этом выявляется огромное разнообразие положений и характерных особенностей изображенных лиц. Оценить их значимость с позиций европейского портретного искусства едва ли возможно (у них есть и свое собственное содержание, которое не укладывается в категории современного искусства, его эстетической оценки), и наряду с этим — одно из немногих «портретных» изображений на фрагменте чаши из Афрасиаба, где господствуют строгая линейная схема, суровая простота и красочность народного узора. Быть может, уже здесь зарождается та несколько тяжеловесная и грубоватая манера простой и ясной живописи, которая так отличает впоследствии миниатюрную живопись среднеазиатских школ (Бухара, Самарканд) от более утонченной, а затем и манерной живописи Герата, Тебриза и Шираза.

В рейской керамике — традиционный для Средней Азии изобразительный мотив — фигуры под арками стоят по кругу. Он отмечается и на каменных рельефах Газни (одна из фигур с палицей на плече). В керамике Афрасиаба живет тот же мотив, но арки пустуют или их заменяют более или менее отвлеченные символы, выступающие в роли узора. На чашах Кашана XII—XIII веков мы встречаем сложные многофигурные сцены. Динамически построена их композиция, что подчеркивается срезом фигур краем чаши. В керамике Афрасиаба отвесная композиция (вертикальное расположение изображаемых в плоскости чаши фигур) и срез их краем чаши встречаются только в изображении сказочного растения, пересекающего поле чаши поперек.

Что же это? Провинциальный стиль? Религиозное ханжество и влияние мусульманской ортодоксии, своего рода иконоборчество суннизма? Но мы уже отмечали на достаточном количестве примеров, что мастера Мавераннахра XI—XIII веков превосходно изображали животных и фантастических существ в стиле и характере, близком искусству ряда мусульманских стран. В области поливной керамики и каллиграфии они не только не уступали им, но и превосходили чистотой и ясностью своей художественной программы, удивительно тонко прочувствованным единством стиля. Следовательно, это была не отмирающая ветвь большого искусства, а самостоятельное направление с четко выраженной программой действия.

Среднеазиатские мастера не остановились на полпути, они довели развитие стиля до его едва ли не максимальных заложенных в нем возможностей. И тем предопределили собственный путь искусства Мавераннахра на весьма длительный срок. Окидывая общим взором искусство XI — начала XII века, мы отмечаем в нем поразительную целостность стиля, основанного на большом многообразии средств и приемов отдельных школ. Прогресс в развитии производительных сил общества и успехи художественного ремесла получили одностороннее развитие. Победе над старым, обветшалым строем и его культурой сопутствовали идеализирующие тенденции; они взяли верх над реалистическими.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017