Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Исходные формы

Можно высказать предположение, что все основные объемно-пространственные формы архитектуры этой эпохи восходили к простейшим геометрическим фигурам, взятым совокупно в виде целостной системы возможных вариантов. Это означает, что купольно-центрические сооружения разнообразились не по прихоти отдельных зодчих. Они, каждый в отдельности, решали (часто в вариантах) определенную сумму задач. Были решения, получившие свое воплощение в постройке. Были и такие решения, о судьбе которых мы пока ничего не знаем (то ли эти сооружения до нас не дошли, то ли они и не существовали). В целом они должны были составлять нечто вроде системы элементов, отдельные клетки которой пустуют до того, как сами элементы будут открыты в натуре.

Основными исходными фигурами — общими для центрических построений в пространстве и на плоскости — были куб, цилиндр и призма. Отбросим пока вносимые зодчим поправки (удлинение куба по высоте, наклон стен внутрь и т. д.). В плане эти фигуры образуют квадрат, круг, многоугольник.

Каждая из этих форм получает обработку, одинаково присущую фигурам на плоскости (в узоре) и в пространстве (профилировка внешнего контура стен). Ритмически повторяющийся излом линии зигзагом и полуваликами создает складки и так называемые «гофры». В результате мы получаем четверик — в складках (а') и гофрах (а"). Цилиндр в складках (б') и гофрах (б"). Многогранник (как и цилиндр) допускает чередование острых граней и полуколонн (в"). Почти все эти формы легко угадываются в известных башенных сооружениях не территории Хорасана и Мавераннахра XI—XIII веков. Так, форма а" является исходной для башен Дурнали и Мунон-тепе VIII—IX веков и для гофрированного кешка Ат

Хотя венчающие части во многих случаях утрачены, но, следуя той же системе возможных вариантов, мы можем построить схему их развития. Берем уже знакомые нам исходные формы плана: квадрат, круг, выпуклый многоугольник, звездчатый многоугольник и фестончатый круг. Купольное перекрытие этих сооружений могло быть с прямой направляющей (шатер) или кривой (стрельчатая арка). В первом случае квадрату плана соответствует четырехгранная пирамида; восьмиграннику — восьмигранная пирамида, кругу — конус, звезде — складчатый шатер  и фестончатому кругу розетке) — соответствующий ему по форме шатер. Во втором случае: квадрату и восьмиграннику— сомкнутый свод (граненый купол, кругу — сфероконический купол (в"), звезде — складчатый купол (г") и розетке — гофрированный (рубчатый) купол (д").

Соответствующие примеры купольных перекрытий: для формы — а' — мавзолей в Кесене (Южный Казахстан, XVI в.) и башенные мавзолеи типа Гумбади Кабуд в Марате, XII век; в' — башенные мавзолеи типа башни Радкан в Никатале; для г' — мавзолей Бабаджи-хатун в селе Головачевском; для б" — Маджиди Джами в Исфахане и Ардистане; для в" — примеров

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017