Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Характер органической целесообразности

Никаких выступов; все лежит в одной плоскости, но каждый кирпич кладки активен. Благодаря рельефной кладке стена обретает пластические качества, она кажется легкой, почти ажурной (невольно напрашивается сравнение: узорные плетеные корзины согдийских мастеров из замка Муг). Игра света и теней на поверхности стен придает им глубоко выраженный характер органической целесообразности и красоты.

Угловые массивные колонны без баз и капителей фланкируют стены. Опираясь на цоколь, они со стеной несут галерею. Колонны сохраняют рисунок панели (кирпич в разрывах зубцом, па угол), но разнообразят ритмы кладкой не в три, а в четыре плитки. Ячейки несколько вытягиваются в высоту, и это придает колоннам стройность.

Входные арки мавзолея обнаруживают уже тенденцию к развитию портика. В большую арку вписывается с отступом другая, меньшая. Кайма из крупных перлов (выкладка кирпичная) обрамляет тимпаны. Их покрывает эффектный шахматный рисунок коротких кирпичных штырей; они создают красивую игру теней.

В интерьере панель сохраняет узор наружных кладок. Однако выше он меняется. Плитки по пять чередуются с плитками по четыре, на ребро. Далее следует узкий фриз из спаренного кирпича в чередовании с зубцами в один или два столбца. Затем идет слегка нависающий карниз из коротких вертикальных брусков, сгруппированных по три (меж двух узких один широкий), и между ними — отступ. Это, несомненно, предшественник сталактитовых карнизов. На софитах и щипцах входных арок — разрывы в кладке, иногда со скосом наружу.

Наиболее тонко исполнены угловые колонки в ярусе тромпов и сводики в арочных нишах галереи. Колонки из мелко пиленного и шлифованного кирпича очень близки ранним образцам резных деревянных колонн, с уширенной книзу базой, круглым тором, сетчатого рисунка стволом и консольного типа капителью. Сводики галереи предвещают технику кирпичной мозаики близкого будущего. Их заполняет набор крохотных — пиленых и шлифованных брусков. В ярусе парусов мы находим выкладки из кирпича «в ёлку», в основании купола помещаются полоски из четырехлепестковых розеток; они также возвещают новую технику и стиль облицовок.

В щипце восточной, видимо, главной арки при реставрации мавзолея (1939) был восстановлен орнамент из пересекающихся кругов с четырехлопастными розетками двух чередующихся типов; мотив этот принадлежит к числу глубоко традиционных в местном античном и раннесредневековом искусстве. Но особенно интересным представляется нам убранство арочек галереи и тимпанов входных арок. Арочки галереи убраны колонками из ганча; в рисунке имеется подражание резному дереву: здесь уже знакомые нам жгуты, идущие то в одном, то в двух направлениях, зигзагообразные, чешуйчатые и другие мотивы декоративного искусства VI—VIII веков. «Карликовая» галерея в ярусе тромпов — пережиток старых архитектурных форм. В массовой керамике IX—X веков, на фрагменте дастархана из Отрара мы встречаем тот же мотив стрельчатой аркады па парных витых колонках, что и в мавзолее саманидов. Очевидно, и этот мотив уводит нас в область глубокой народной традиции. Отмиравшие конструкции продолжали находить свое отражение в декоративном искусстве.

В тимпанах мавзолея саманидов замечательны квадраты из перлов с вписанными ромбом, малым квадратом и кружком посредине. Вспомним, что на курильнице, изображенной в росписях Варахши (VII в.), правитель сидит под аркой с колоннами такого же типа, как и в ярусе парусов мавзолея саманидов, а в тимпанах арки там помещены те же фигурные украшения, что и на нашем мавзолее. Верность старой традиции здесь очевидна. В ярусе парусов имеется резьба по ганчу в виде стилизованного растительного побега. Этот мотив кладет собой начало большой цепи превращений древних растительных форм в искусстве средневекового Мавераннахра.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
https://tut-zdorovo.ru
Основа восточного узора © 2017