Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Геометрический узор

Геометрический узор всегда относительно «правилен», потому что в основе его построений всегда лежит та пли иная закономерность. Правильность геометрического узора заключается в возможности разделить его без остатка на «равные»' части относительно некоторого геометрического признака. Эти «равные» части могут быть совместимы или обладать отраженным равенством (зеркальностью). Этим и определяется связь геометрического орнамента с математикой. Однако в орнаменте речь идет об оптическом эффекте равенства, а не о математической его точности (даже в природных объектах — кристаллах, растениях — она несовершенна).

В среднеазиатских гирихах мы постоянно наблюдаем известный отход от чисто математической правильности фигур, открывающий простор мысли и фантазии художника. Но было бы странно видеть художественные качества орнамента только в случаях нарушения правил строгой геометрии. Нет, художественные качества гирихов не стоят в противоречии с закономерностями их чисто математического (или, точнее, геометрического) построения.

Содержание гирихов отвлеченно, поскольку всякая математическая закономерность отвлеченна. И все же геометрический орнамент не мертв. Он черпает свое содержание из жизни, заимствует у нее часть ее составных форм, и только потому он вообще принадлежит искусству.

В данном случае мы лишь перефразируем мысль, удачно выраженную Ф. Энгельсом в отношении математики: «Как и во всех областях мышления, отвлеченные от действительного мира законы на известной ступени развития отрываются от действительного мира, противопоставляются ему как нечто самостоятельное, как явившиеся извне законы, по которым должен направляться мир. Так было с обществом и государством; так, а не иначе, применяется впоследствии чистая математика к миру, хотя она и заимствована из этого мира и представляет только часть его составных форм, и, собственно, только поэтому она вообще применима к нему».

Зодчие и мастера-строители могли зачастую и не знать математического выражения фигур и присущих им пропорции, но они безусловно знали основы прикладной начертательной геометрии. Они знали, прежде всего, построение квадрата, многоугольника, прямоугольника на основе правильного деления круга.

Автор «Ключа арифметики» и «Трактата об окружности» Джемшид Гиясэд-Дин ал-Каши (XV в.), сподвижник Улугбека и один из руководителей его обсерватории в Самарканде, предпослал своему труду некоторые общие положения об элементах геометрии, разработанные им самим и его предшественниками — великими математиками и геометрами X—XIII веков.

Данные им определения точки, линии, поверхности, прямой линии, плоского угла не расходятся с принятыми и сейчас положениями элементарной геометрии. Но его определения геометрических фигур заключают в себе и нечто своеобразное, имеющее отношение к практике строительного дела, и построения гирихов в частности.

Начав с треугольника как основной фигуры измерения площадей и дав определение сторон, высоты, основания и центра треугольника (равностороннего, равнобедренного, прямоугольного, тупоугольного и остроугольного), ал-Каши обращается к четырехугольнику — фигуре, исследованной ранее Насир эд-Дином (XIII в.) в специальном трактате.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
http://www.avtopremial.ru/
Основа восточного узора © 2017