Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Формы в прикладном искусстве

В широком смысле этого слова существовал единый стиль, объединявший в рамках XI — начала XIII века все виды искусств. Однако в каждой области прикладного искусства были свои формы, технические и художественные приемы. И по ним, даже для не подписанных изделий (не имеющих нисбы-указания, откуда мастер родом), удается определить и школу. Так, в художественном металле едва проступают черты школы Мавераннахра, восточного Хорасана, отчасти Хорезма. А в керамике хорошо читаются школы Самарканда, Ферганы, Мерва, Рея, Кашана, Саве.

Черты стиля прикладных искусств среднеазиатского Междуречья XI — начала XIII века раскрываются лучше всего при сравнении однородных изделий местных с привозными или производившимися в ту же пору в сопредельных областях Среднего Востока. Так, неполивная посуда с тиснением изготовлялась повсеместно. Первоклассные образцы этой посуды из Ташкента, Самарканда, Бухары, Термеза и других городов отличаются исключительным богатством орнаментики. Декор этой посуды двоякого происхождения: местный народный узор и общераспространенный, заимствованный частью из металлической утвари и резьбы по дереву, почти отсутствует геометрический узор (гирих); прекрасно разработаны каллиграфически исполненные надписи.

Керамика мервских мастеров той же эпохи превосходит изделия Мавераннахра богатством изобразительных мотивов 102. Здесь не только птицы, рыбы, звери, насекомые, фантастические существа, но и головки не то демонов, не то людей. Мифология, эпос, живое наблюдение природы и идеализированный, выраженный в условной форме мир вещей предстают как бы слитно. Человек остается чем-то внешним и в искусстве случайным. И здесь гармония форм природы раскрывается как чисто внешняя организация ритмов узора

Неполивная, с тиснением, керамика Двуречья в собрании Багдадского музея еще более содержательна. В ней и живая современность, тоже орнаментально-стилизованная, но с полным преобладанием свободной симметрии фигур и определенным динамизмом сцен. В подражание металлу керамические сосуды частью с двойными стенками и ажурным снаружи прорезным рисунком.

Узорно-орнаментальная основа стиля была едина, однако в старых центрах халифата, унаследовавших ирано-сасанидские традиции, стиль искусства был более пластичный и живописный. Ажурные изделия имеют сильно заглубленный фон; это усиливает пластический эффект рельефа. И в художественном металле на сосудах с двойными стенками достигается тот же эффект пластической формы на глубинной плоскости. Соответственно этому и рисунок фигур получает пластическую моделировку. В тисненой керамике Мерва еще силен живописный момент: фигуры компонуются по форме сосуда, но в относительно свободных сочетаниях. Штампики в руках мастера подвижны, и формы для тиснения изготовляются вдохновенно, в огромном разнообразии мотивов. Медальоны, розетки, надписи и благопожелания, фигуры зверюшек, сцены охоты, звериный гон — все это выкладывается часто сразу. И это придает сосудам из Мерва вид крайне занятный; они доставляют тому, кто держит сосуд в руках, такое же удовольствие, как и книжка с картинками.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Интимная пластика в тюмени пластика интимная тюмень avicenna72.ru.
Основа восточного узора © 2017