Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Феодальное ремесло

 Феодальное ремесло породило новые виды архитектуры, декоративного и бытового искусства, насытило их запасом свежих идей и форм. Преемственность в развитии архитектуры старого и нового времени указывает на существование в Мавераннахре XI — начала XIII века ранее определившихся архитектурных школ. Вместе с успехами архитектуры изобразительных и прикладных искусств нового стиля эти школы приобрели новые, заметно отличавшие их черты.

Среднее и нижнее течение Зеравшана составляло в общем единую школу средневекового Узбекистана, к которой тяготели и мастера Кашка-Дарьи. В оазисе Сурхан-Дарьи была своя школа (мастеров Чаганиана и Термеза), близко связанная с другими районами средневекового Тохаристана и Западного Хорасана (ныне они входят в состав Таджикской и Туркменской ССР). Отдельные школы сохранялись в Хорезме (частью на территории Туркменской ССР), в среднем течении Сыр-Дарьи (с центрами в Шаше — Ташкенте, Сайраме, Туркестане, Отраре; ныне они входят частью в состав Южного Казахстана), в Ферганской долине (в Узгенте, Ахсыкете, Ура-тюбе и других старых культурных центрах; ныне они входят частью в Киргизскую, частью в Таджикскую ССР). Каждой из этих школ были присущи черты различия, но имелись и не менее важные черты родства и сходства. В решениях масс и объемов было полнее выражено то, что объединяет эти школы, в искусстве декора — чаще то, что делает каждую из них неповторимой.

В Тохаристане ведущее место занимали — кирпичный узор (покрывавший стены снаружи и изнутри, кривые поверхности на куполе, ярус парусов, михраб) и резной ганч. Здесь декор обнаруживал много общего между мавзолеями типа Султан-Саадат в старом Мерве, мавзолеями в селении Саят (Таджикская ССР), мечетью Талхатан-баба, мавзолеем Сарахс-баба (Туркменская ССР) и другие.

В Самарканде, где больше осадков и где керамическое производство стояло издревле очень высоко, ведущее место заняла резная терракота — плоская и объемная. Лучшие образцы резных и тесаных сталактитов XII века оставила нам Бухара. Резной ганч XI — начала XIII века в Бухаре и Самарканде представлен более слабо. В северных районах Туркестана этой поры резного ганча того меньше, а кирпичный узор и резная терракота получают свой особый репертуар узоров, более близкий свободному рисунку тканей.

Искусство северного Мавераннахра включало в ареал своего распространения и Южный Казахстан, что объясняется историко-культурной общностью этих районов. К школе северного Туркестана относятся памятники бассейна Сыр-Дарьи, например, остатки мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави XII века в г. Туркестане (в одноименном более позднем комплексе) и лежащие в отдалении, в бассейне реки Талас, мавзолеи села Головачевского — Бабаджи-хатун XI века и Айша-биби XII века. В декоре этих мавзолеев, особенно мавзолея Айша-биби, очевидны элементы, связанные с традицией Мавераннахра. Но также несомненны и связи с древней традицией степного искусства; позже эти элементы вошли в искусство казахского народа.

 

 
След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
avto-sila.com
Основа восточного узора © 2017