Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Декорированные стены усадеб

Явление это прослеживается в ту пору и на территории Туркмении, где на смену почти лишенным декора кёшкам (Кыз-кала, Йигит-кала, Нагим-кала и др.)  того же, что и в афригидском Хорезме, типа приходят новые виды полузамков, проникающих и в городские предместья. «Замок» лишается неприступной платформы, и лишь наружные стены первого этажа оформляются под стилобат; во втором этаже сохраняются гофры. Но в интерьере здание обретает характер жилых, относительно благоустроенных помещений (кёшки Кыз-биби, Сулу-кошук, Айкули-кошук, сырцовый дом в Кишмане — все IX-X веков).

Третий этап развития сельских усадеб предстает перед нами в архитектуре жилищ поселения Кават-кала в Хорезме (XII—XIII вв.). Здесь находились замки и не укрепленные усадьбы крестьян. Главный замок, резиденция князя, только внешне сохраняет некоторые черты архитектуры кешков, да и те используются в чисто декоративном плане. Тонкие, изящно декорированные стены усадеб с башенками на углах украшены полуколоннами с обрамляющей их резьбой по глине. Вместо предвратных сооружений появляются декорируемые узором порталы. Во дворе усадьбы — многокомнатный дом, с возвышающимся над легкими сооружениями и айванами главным помещением приемного зала (михманхона). Очень своеобразный по плану зал (глаголем, крестом или с выступами в виде граненых башен) заполняла снизу доверху стеклянная, металлическая и иная посуда, стоявшая в нишах, которые занимали все стены. Стремление к узорному убранству глубоко пронизало быт всех слоев общества, что проявилось и во внешнем виде сельского жилища.

Особенно характерно в этом отношении наружное оформление дома и усадьбы замка. Первый с фасада кажется замком. Короткая, менее десяти метров, глухая высокая стена с откосом фланкирована шестигранными башнями. Плоскости стен оживляют разделка под блоки и звенья гофр. Они группируются на угловой башне по три, на стене — по четыре полуколонны с обрезом арок так, что гофры как бы утопают в плоскости стены, заполняя отведенные для них квадратные и вытянутые вверх полигоны. Узкая щель (ложная бойница), перекрытая той же, что и гофры, арочкой, разнообразит ритм членения стены и закрепляет зрительно ось симметрии фасада. Конечно, и короткая высокая стена, и башенки, увенчанные легкими, стрельчатой формы зубцами, не претендуют на устрашение противника грозным видом твердыни. Ведь это только большой зал с эффектным фасадом. Идея убранства зала под кёшк навеяна здесь еще вкусами и представлениями доброго старого времени. Однако ни родовая аристократия из среды местной знати, ни новая феодальная знать не могли бы подсказать зодчим характер, манеру, стиль декоративного убранства жилищ, в которых угасал замок и нарождалась архитектура нового вида феодального жилища.

Источник декоративности сельской архитектуры XII— XIII веков в ином. Фасад усадьбы  отлично сочетает монументальность форм крупного здания с гофрами и более декоративную резьбу по глине. Композиция фасада та же, что и в доме № 22. Однако башни сильно раздвинуты, въездная арка выдвинута вперед, образуя плоский выступ или портал. Гофры звеньями чередуются с плоскими лопатками и узорными лентами. Между ними, как на башнях замка Буран-кала,— сомкнутые четверти колонн с арочкой. В целом они образуют великолепный пояс, богатый пластической игрой света и тени. Широкой полоской, в обрамлении узорных каем охватывает он все здание, переходя со стен на портал и башни.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017