Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Авторы поэзии Средней Азии

И автор феодального домостроя из покоренных тюрками земель Хорасана вынужден, собственно говоря, вторить просвещенному тюрку из Баласагуна, поучая сына: «Если ты стараешься о процветании, стремись к расширению власти, а расширение власти становится возможным при посредстве войска, а войско можно держать золотом, а золото добывается благоустройством». Под благоустройством мира автор «Сиа-сет-намэ», как и автор «Кабус-намэ», понимал «построение мостов над великими топями вод, устроение селений, пашен, построение крепостей, новых городов». Долг правителя, считал он, устраивать «возвышенные строения, прекрасные местопребывания, строить рабаты на больших дорогах». Наставления мыслителей XI века отвечали духу практицизма, который сближал в эту пору местных идеологов феодального строя со сторонниками новых феодальных установлений из числа тюрков. И те и другие стремились прежде всего к экономическому преуспеванию и выгоде. И хотя автор «Кабус-намэ» осуждал алчность людей, «которые одолевают трудные пути с востока на запад и с запада на восток» ради выгод торговли, но признавал, что «не кто иной, как тот же купец, содействует процветанию мира».

В XI веке усиливаются связи Средней Азии с Передним Востоком. Деятельность иных среднеазиатских ученых становится достоянием культуры всего мусульманского Востока. Ибн-Сина (980—1037), Бируни (973—1048) и Насири Хисроу (1004 г. — конец XI в.) вступают в зенит своей славы.

Если Фирдоуси сознательно старается избегать арабизмов, подчиняя лексику «Шах-намэ» общей антиарабской направленности произведения, то в XI веке берет верх панегирическая поэзия «вельможного сословия» и окрашенная в тона мистической отрешенности лирика (касыды и газели). XII век был отмечен ослаблением интереса к дворцовой поэзии, крупные поэты этого времени — это поэты города, близкие ремесленной среде. В их творчестве широчайшим образом использован фольклор, чего придворная поэзия почти не допускала. Люди трезвого ума, они прекрасно видели пороки современного им общества и прибегали к мистическим иносказаниям, как это делал поэт, философ и математик Омар Хайям (1040—1123), больше в силу условий времени, нежели из неверия в силы разума. Ноты пессимизма в суфийской поэзии часто смыкались с реакционными течениями в богословских науках (например, у Ахмеда Ясави). Но они имели чисто земное основание и были больше выражением оценки политического неустройства мира, наступившего со времени появления на политической арене Средней Азии сперва арабов, затем орд степных тюрков. Нет ничего удивительного в том, что вина за все бедствия, вызванные крушением старой социальной системы, возводилась в условиях крайне обострившейся классовой борьбы на политических противников и духовных недругов, а с ними и на племенные, религиозные, политические их объединения.

Силы городской демократии в XI—XII веках неизмеримо возросли. Народные низы обрели новые формы организации в борьбе за свои интересы. Наряду с религиозно перелицованными движениями все чаще проступает цеховая организация ремесленников как мощная и сплоченная сила, противостоящая купцам и феодалам.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017