Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Архитектурный орнамент Средней Азии

Естественно, что в архитектуре и архитектурном орнаменте Средней Азии этой поры вновь обнаруживаются некоторые черты сходства с архитектурой и декоративным искусством других, сопредельных стран. Но были и отличия, показывающие глубоко оригинальный характер местного зодчества.

Архитектура городов, придорожных станций, феодальных поместий достигла в XI—XIII веках своего исключительного расцвета. Притом архитектурный орнамент занимает в творческих поисках мастеров строительного дела равнозначное место, наряду с конструированием архитектурных форм. Время высокого технического прогресса этой эпохи было вместе с тем и периодом небывалых до того дерзаний архитектурной мысли. Общее направление технических и художественных исканий определялось нуждами эпохи, и естественно, что при всех своих достижениях архитектура и архитектурный орнамент не выходили за рамки вкусов и представлений феодального общества, в котором догмы правоверного ислама сохраняли роль ограничителя всех начинаний.

Вместе с тем эпоха XI—XII веков отмечена несомненным оживлением местных художественных традиций во всех областях искусства. Источником этих традиций был не только феодальный город, но и феодальная деревня, составлявшая экономическую основу феодального строя. Города IX—XII веков постоянно испытывали приток элементов из сельской округи и кочевой степи. Прибежищем старых художественных идей и вкусов, не затронутых официальной идеологией ислама, были также замки феодалов; усваивая городскую культуру, они продолжали питать город традициями неугасшего еще при замках старого народного ремесла. Архитектурный орнамент IX—XIII веков представляет собой в истории архитектуры и искусства Узбекистана явление настолько важное и значительное, что потребует от нас рассмотрения его по отдельным группам памятников и изложения общей теории его построения.

Главным выражением монументальной архитектуры раннего средневековья (VI—VIII вв.) были небольшие феодальные замки-кёшки. Бесчисленное множество их разбросано но всей Средней Азии. Высоко поднятые на глинобитном стилобате, защищавшем их от подкопов, окруженные крепостной стеной и системой фортификации, как бы закованные в броню из сомкнутых полуколонн с зубчатым венчанием карниза, — они в наружном оформлении почти лишены декора. В IX—X веках условия жизни резко изменились. Кёшки не устояли против социальных перемен. Их обитателей все более притягивал к себе быстро растущий город. Но стремление сохранить старый уклад жизни продолжает существовать. Это и вызывает отказ от строительства замков как фортификационных сооружений и переход к большим усадьбам, в архитектурном убранстве которых старые мотивы получают новое художественное выражение.

Замки Буран-кала № 2 и Буран-кала № 1 рисуют нам два этапа развития сельских усадеб Хорезма. Буран-кала № 2 (IX—X вв.) продолжает еще традицию архитектуры кешков. Буран-кала № 1 (прямоугольник стен 35X40 м, с глухими выступами на углах и полукруглым привратным выступом по главной оси, в оформлении полуколонн) составляет переход к сельской архитектуре нового стиля. Ее глухие угловые башни получают разделку в верхней своей половине, в виде двух сомкнутых в плоскости стены четвертей колонн, соединенных перспективными арочками. Такое перенесение декоративного оформления стен кёшка на его угловые башни намечалось и до того в Кумкала; сейчас оно стало явлением типичным для укрепившихся тенденций к декоративизму.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017