Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Архитектурный орнамент сельской округи

В произведениях домашнего ремесла и в изделиях широкого народного потребления, на выпуклых крышках сосудов, на плечиках хумов, на дастарханах и очажках — повсюду находим мы штампы с изображением спиралей, вертящихся дисков, концентрических кругов, вписанных в круги крестов, розеток и разного рода созвездий из розеток, звездочек и замысловатых тамгообразных знаков, напоминающих буквы 3 и М, перлов, полуовалов, зигзагов и т. п. В X—XII веках они имели огромное распространение. Источник у них общий — народная символика, идущая далеко в глубь веков, вплоть до первобытных времен.

Растительные формы, геометрические построения, а также эпиграфические украшения (куфические надписи) встречаются на очажках довольно редко, а фигуры человека — лишь в единичных случаях. Основная масса мотивов орнамента на очажках характерна для памятников архитектуры переходного стиля (IX—X вв.) и стоит на грани старосогдийской традиции и нового стиля архитектуры Мавераннахра XI—XIII веков.

Из сказанного можно заключить, что в архитектурном орнаменте Мавераннахра IX — начала XIII века различаются две струи — одна связана с архитектурой старых дихканских кешков, другая — с новыми типами архитектуры, получившими развитие главным образом в торгово-ремесленных городах.

Первая струя носит черты архаики и примитива. Но суровая простота стиля архаического орнамента не вредит его выразительности. Наоборот, ему присущи большая сила, смелость решений, яркость образов, лаконичность форм и экономия средств. Архитектурный орнамент сельских усадеб IX— XII веков вырос целиком на почве местного народного творчества. Роль крестьянского искусства в нем очевидна. Творчество самых широких масс — обитателей сельской округи (домашнее ремесло) — постоянно питало собой, своими художественными формами ремесло, концентрировавшееся при дихканских замках и в городах.

В архитектурном убранстве сельских усадеб домашнее ремесло деревни сливалось с обратным влиянием архитектуры городов. В IX—X веках художественные традиции сельской округи брали при этом верх, но спустя немного времени, когда кёшки стали вторгаться в черту городов и весь быт дихканских усадеб утратил свои архаические черты, орнамент сельской архитектуры стал подпадать все более под влияние нового стиля архитектуры, народившегося в ту пору в городах.

Домашнее ремесло сельской округи всегда впитывало в себя элементы степного искусства, орнаментальное творчество кочевников, но оно перерабатывало эти формы, и в архитектурный орнамент они приходили в значительно преображенном уже виде. Это объясняется стойкостью народной традиции в земледельческих оазисах и той внутренней связью, которая устанавливалась издавна между народным искусством сельской округи и развитием художественных ремесел и строительного искусства в городах.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017