Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Архитектурный декор мавзолея саманидов

Таким образом, архитектурный декор мавзолея саманидов рисует нам две стороны зарождения нового стиля: 1) переход от лицевого кирпича к облицовочным брускам и плиткам и 2) стилизацию части древних мотивов, при сохранении общей верности старой архитектурной традиции. Мавзолей саманидов не начало, а скорее зенит блестяще проявившего себя стиля архитектуры, с преобладанием в декоре лицевого кирпича. Мы плохо знаем начало этого стиля и лучше его завершение и переход к новому стилю.

Мавзолей Мир-Сайд Бахром в Кермине (конец X — начало XI в.) сохранил еще некоторые черты стиля мавзолея саманидов в оформлении кубического массива здания угловыми колоннами. Однако мавзолей этот не имел галереи; очень прост он в интерьере, где арки яруса тромпов спускаются узкими рельефными тягами до пола, а наружные стены, кроме фасадной стенки, выложены спаренным кирпичом, с разрывом в шахматном порядке. Мавзолей имеет только один вход, с юга, где стенка получила уширение благодаря фланкирующим ее извне колоннам, так напоминающим мавзолей саманидов. Выложены они в шахматную клетку спаренным кирпичом, с которым чередуется половинка кирпича стоймя, на угол.

Входную арку фланкируют топкие трехчетвертные колонны еще более дробного рисунка, в шахматную клетку с разрывом, горизонтальными рядами в один кирпич. Плоскость фасадной стенки расчленена на три неравномерных части: цоколь, стену, карниз; исчезла панель, и сплошная дорожка буквой П охватила вход. Дорожку заполняет рельефная кирпичная орнаментация, в которой мы впервые сталкиваемся с мотивом кирпичной решетки. Своеобразный меандр сочетается с фигурой пересекающихся на диагонали квадратов. Входная арка была обрамлена крупнорельефной куфической надписью, что тоже является в сравнении с мавзолеем саманидов нововведением. Наконец, отсутствие арочных пят и то, что надпись вдоль арки начинается от уровня цоколя, говорит о стремлении нарушить найденные в предшествующую пору классические решения. Рационализму, с его строгим соответствием несомых и несущих частей, был противопоставлен новый принцип оформления формы и конструкции здания архитектурной идее. Этот принцип здесь только зарождается и проявляет себя очень робко. Однако отход от установлений стиля мавзолея саманидов, с его несомненным рационализмом, слишком очевиден.

Мавзолей Мир-Сайд Бахром не только завершает на территории Мавераннахра старый стиль, но знаменует собой развитие новых архитектурных идей и принципов, заложенных уже в мавзолее саманидов. Среди разновременных памятников комплекса Султан Саадат близ Термеза к XI—XII векам относятся два мавзолея — северный и южный. Они стоят рядом, квадратны в плане и соединены айваном XV века с высокой портальной стенкой. Комплекс этот еще ждет специального изучения. Северный мавзолей (XI в.) сохранился лучше и позволяет судить еще об одном важном этапе в развитии архитектурного декора домонгольского времени. Убранство его строго архитектонично. На фасаде — три плоские арочные ниши с трехчетвертными угловыми колонками. То же и в интерьере между пилястрами— по три арки на каждой стороне.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017