Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Архитектурные идеи

Зодчие XI — начала XIII века располагали развитым словарем именно таких пространственно читаемых планов. Этот словарь охватывал собой строительную практику всего Среднего Востока. Если отвлечься от частных случаев и систематизировать пространственно читаемые планы по составу архитектурных идей, то в простейшей схеме эти решения выглядят примерно так.

Любой комплекс заключал систему помещений — квадратных, прямоугольных или восьмигранных в плане. В монументальной архитектуре, там, где преобладали кирпичные своды и купола, им отвечали решения основной задачи — создать переход от стен к своду или куполу и распределить усилия, вызванные их давлением, нейтрализовать распор. К техническому решению задачи прибавилась и чисто художественная, поскольку результатом его определялась и форма подкупольного пространства, характер интерьера.

В одном случае у него возникают в углах наклонные плоскости среза; их удобно выложить напуском кирпича на угол (ячеистое заполнение «кубиками» (а). В другом возникает ярус восьмигранной призмы. Внешний абрис здания, крытого куполом, при этом усложнится (П). Но можно пойти иным путем: снаружи сохранить четверик, изнутри — восьмерик, а срезанные углы, имеющие форму трехгранной призмы, решить с помощью арочек одним из предложенных ниже способов: конический парус (а), сомкнутый полусвод (в плане на диагонали квадрата — полукруг (б), половинка квадрата (в), шестигранника (г), арочный тромп с опрокинутой в угол аркой (д), перспективный тромп (е) и ячеистый тромп (ж).

Третий случай: зодчий срезает углы куба до основания и получает восьмигранную призму (III), все элементы ее он решает, как и в предыдущем случае. Однако между восьмигранником и круглым основанием купола тоже имеются несовпадения. Их легко устранить путем простого напуска рядов вышележащей кладки. Логика архитектурных построений требует повторения испытанного уже приема. Что же получится, если здесь применить те же формы, что и при переходе от четверика к восьмерику? Переход от восьмигранника к шестнадцатиграннику легко продолжить, пока ярусы не сойдутся в вершине купола. И обратное: можно спускаться ярусами вдоль грани, срезающей угол куба, пока ярусы не сойдутся в углу (в нижней точке среза).

Переходные ярусы, лежащие выше и ниже восьмерика, будут заполнять тупой угол (шестнадцатигранника, тридцати-двухгранника и т. д.), и потому их форма будет все более плоская, пока, умножая число углов, они не сольются внизу е плоскостью стен, вверху — с округлой кромкой купола. Конструктивная форма будет приближаться к декоративной и подсказывать ей свой мотив. Напуск кирпичей рядами и возведение системы арочек по ярусам приводят нас к возникновению специфической для архитектуры средневековья на всем Среднем и Ближнем Востоке формы, получившей по сходству с геологическими образованиями (натеками известняка на сводах пещер) название сталактитов.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017