Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Афрасиабские панели

 Связующим звеном между резным декором Самарры (IX в.), афрасиабскими панелями и памятниками XII века (резная терракота на портале мавзолея Ибрагима ибн-Хасана на Афрасиабе (1186—1199) является резная ганчевая панель Нишапура (X в.). Стилистически она предшествует афрасиабской панели: заполнение плода или бутона рубчиками или мелкими звездочками, многолопастные розетки, столь типичные для Самары, сердцевидные мясистые листья с насечкой на главной прожилке, известные у нас, в частности, по фрагментам резного ганча IX—X веков из раскопок Магоки-Аттари, и, наконец, расщепленный, узкий, загнутый на концах лист с выкружкой, типичный для резной терракоты XI—XII веков и всего стиля «ислими».

На какой же дате остановиться для афрасиабских панелей?

В афрасиабских панелях единство стиля складывается на основе слияния в нем разных источников. Двухъярусность композиции, разбивка на фигурные рамы, крупные розетки и звезды, характерные для старого времени, сочетаются с первым проявлением «классических» (математически построенных) гирихов и подчинением всех растительных форм линиям геометрического узора рам, розеток, плетений.

Афрасиабские панели составляют цельно выраженный этап развития стиля архитектурной орнаментики всего Среднего Востока. Притом этап, непосредственно продолжающий, на иной территории, линию резного ганча Самарры. Здесь сложение новых форм зашло дальше.

Судя по историческим обстоятельствам, дворцы в Самарканде строились саманидами, видимо, при Насре ибн Ахмеде (Насре I), который первым стал независимо от Тахиридов чеканить свою монету. Он правил с 865 года, пока не был разбит в 888 году своим возвысившимся братом Исмаилом, наместником Насра в Бухаре. (В Самарканде Наср I доживал затем еще несколько лет.) Таким образом, судя по историческим обстоятельствам, дворцы в Самарканде строились Насром I в последней четверти IX века, не раньше, ибо Самарканд стал столицей Саманидов в 875 году, но и не позже, потому что в то время «мир был дик и глух, а казна пуста»... Внутренние смуты при дворе халифов, вызвав гибель Самарры, совпали с быстрым возвышением Самарканда. Разрушение замечательных творений зодчих, давших небывалый взлет по штуку в столице халифа, совпало с новым взлетом архитектуры и искусства резного штука, возникшим в Самарканде.

Во время одного из археологических вскрытий на Афрасиабе были обнаружены при неизвестных обстоятельствах еще две панели. Рисунок их и техника совершенно иные, нежели на панелях дворца, описанных выше. Это неглубокий, как бы тисненый, с легким рельефом узор двух типов: первый — из крестообразных фигур циркульного построения, соединенных кружочками и кругами, второй — из пересекающихся по диагонали лент с кружками другого построения.

Мотивы весьма традиционны. На афрасиабских панелях мы могли наблюдать их поглощение геометрической плетенкой; здесь они более просты и стоят как бы на грани старого и нового. Совокупно с резными панелями Афраснаба они позволяют нам заключить, что на протяжении IX—XI веков в Самарканде складывался целостный, законченный стиль архитектурного орнамента, связанный своими корнями с прошлым и открывающий собой начало новым путям развития. Пока это только первое по времени, наиболее значительное проявление архитектурного орнамента нового стиля, чье быстрое развитие отмечено рядом других выдающихся памятников, в которых этот стиль на протяжении XI—XII веков получил свое наивысшее развитие.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017